Руководитель и Лидер – взгляд снизу
Недавно ВЦИОМ расспросил россиян, какими они видят своего идеального руководителя и что думают о лидерских качествах.
Результаты довольно забавные….
Давайте сравним их с тенденциями в современном менеджменте и лидерстве.
1. Рождаются ли Лидером?
Две трети россиян (64 %) считают, что грамотно организовывать рабочий процесс и руководить людьми могут только те, кого «мать – природа» щедро наделила лидерскими качествами. :)
Так чаще думают женщины (71%) и возрастные работники 45-59 лет (73%).
К счастью, за последние 10 лет эта позиция ослабела аж на 6%. :)
30% россиян, напротив, считают, что руководить людьми может каждый, а нужные качества и компетенции для эффективного менеджмента можно развить.
Чем моложе респонденты, тем чаще они высказывают именно эту позицию.
Комментарий.
Современные исследователи склоняются к тому, что никакие врожденные качества не являются гарантией успеха без правильных навыков, настойчивости и преодоления собственных ошибок. Часто, все эти «мне не дано…», «с этим надо родиться…» - не более, чем «красивые отговорки», для оправдания своего нежелание работать над собой, отсутствия мотивов к развитию и банальную лень.
Разумеется, идеальный вариант – сочетание личного врожденного потенциала и приобретенных навыков управления и нужных лидеру «soft-skills». Поэтому, всегда, когда есть возможность, лучше предварительно протестировать потенциальные ресурсы будущего или действующего руководителя и затем уже системно обучать его искусству и науке управления.
Понимая это, все больше наших Клиентов, заказывают психологическую диагностику и тестирование профессионально важных качеств руководителей и специалистов. И, разумеется, системно и качественно обучают их с помощью наших тренинговых программ.
2. Как стать Лидером?
Даже родившись с идеальным набором лидерских качеств, можно так и не стать для своих подчиненных подлинным Лидером.
Что же может помочь человеку достичь лидерских позиций, по мнению опрошенных россиян?
Вот, что они думают об этом в 2020 года::
- правильно подобранная команда единомышленников - 50%,
- особые личные организационные качества и талант - 38%,
- знания и специальное образование - 35%,
- опыт - 33%,
- деньги - 17%,
- связи - 16%,
- навыки влияния на поведение других людей – 12%,
- стартовые возможности – 11%,
- вера в успех – 11%,
- удача – 8%,
- оригинальная идея – 8%
Комментарий
Наблюдая результаты опроса, видно, что достаточно много людей смешивают или откровенно путают понятия «начальник», «должность», «руководитель» и «лидер».
Разумеется, с помощью денег, связей и стартовых возможностей можно занять управленческую должность и стать начальником. И примеров тому – множество. :)
Но можно ли таким образом стать Лидером?
Именно поэтому, на тренингах посвященных проблеме вопросам развития управленческого потенциалаилидерства, мы спорим, уточняем и стараемся четко разграничить позиции и роли руководителя: «Администратора, Менеджера и Лидера», определяя наборы качеств и модели поведения, которые соответствуют этим ролям.
3. Нужнее эмоциональный интеллект или психиатр?
Выбирая руководителя на свой «вкус и цвет», 73% работников предпочли бы спокойного и уравновешенного, эмоциональному. При этом, за строгость руководителя голосуют 48% работников, против десяти процентов, ориентированных на мягкость и добросердечие босса.
Также, половине подчиненных не важен и возраст руководителя, но 45% хотели бы видеть в качестве своего «командира» зрелого человека. Пол руководителя вроде бы тоже вторичен, но лишь 4% желали бы, чтобы их начальником была женщина. :)
53% опрошенных хотят, чтобы их топ - менеджмент был склонен к внедрению инноваций/нововведений. За «консервативного» босса выступают всего 12%.
Комментарии.
«Психов» - на свалку истории»! И это правильно. Все меньше людей готовы мириться с отговорками, типа, «с вами по другому нельзя..», «у меня такой характер, терпите…» или «срываюсь, когда меня доводят…. » и прочими признаниями в неспособности управлять собой и своими эмоциями.
Развитие навыков эмоционального интеллекта переживают в мире новую и вполне заслуженную волну популярности. Причины – нарастание неопределенности в экономике, рост конкуренции и конфликтов на рынке и в коллективах, сложности в межличностных коммуникациях, снижение эффекта от простых и понятных стимулов для подчиненных в управлении и т.д.
Навык эмоционального интеллекта прочно держится в тройке самых востребованных «soft-skills» для успешного будущего каждого специалиста и человека. Не хотите отставать – самое время развивать! :)
4. Жесткое руководство или демократия?
52% россиян уже испытали на себе стиль жесткого руководства со стороны властного человека, и 28% из них постарались уйти/освободиться от такого руководителя. Количество работников, которые никогда не сталкивались с жестким менеджментом за два последних года выросло на 8%, достигнув 45%.
Практически половина из тех, кто попал под «жесткую форму управления», считают, что для пользы дела нужно подчиняться любому руководителю.
Комментарий.
Жесткий российский менеджмент обусловлен и слабой дисциплиной работников, и с их низкой агентивностью (способностью к активной, ответственной, автономной, целенаправленной деятельности) и прочными традициями советской командно-административной системы.
Но все меняется – грамотное управление требует от руководителя умения использовать весь диапазон управления: от максимальной демократичности до жесткой непреклонной позиции в зависимости от ситуации, в которой оказались его подчиненные. Будьте гибкими руководителями – и станете эффективными!
5. Хочу командовать парадом?
Доля опрошенных, которые выступают или выступали в роли лидера, снизилась с 2018 года ровно в два раза, до 15%
И число тех, кто не видит себя в роли лидера и не хотел бы им быть, за эти два года выросла также, практически, вдвое, достигнув 42%.
34% способны быть лидерами небольшой группы, хорошо знакомых, «своих» людей.
Комментарий
Как только в экономике заканчиваются «славные прибыльные деньки» – сразу куда-то исчезают желающие взять на себя ответственность и лидерство. :)
Да, легко управлять и командовать, когда экономика идет в гору и показали растут органически. Но когда экономика падает, приходят трудные времена и от руководителя требуются уже не только красивые презентации и рапорты об успехах и достижениях, желающих взвалить на свои плечи такую ношу становится гораздо меньше.
На смену блестящим выступлениям о победах, приходит необходимость скрупулезной работы по выработке антикризисных мер, тонкой настройке системы мотивации, грамотном разрешении конфликтов и т.д.
В общем, требуется настоящий профессионализм и готовность брать на себя ответственность. А кому это надо? :)
6. Главные /важнейшие качества идеального руководителя
Перечислим характерные положительные качества современных руководителей, которые отметили в ходе опроса:
- грамотность, знание дела, компетентность - 6%,
- внимание к людям и хорошее отношение к ним - 6%,
- честность - 4%.
- достижение целей, задач, целеустремленность – 3%
- порядочность – 2%
Отрицательные:
- алчность, думают о себе, своей выгоде - 16%.
- безразличен к людям, далек от коллектива - 7%.
- непорядочность, не соблюдает законы - 4%,
- коррумпированность и некомпетентность - 4%.
Кстати, половина опрошенных (52%), вообще не смогла обозначить черты современного руководителя. Вероятно, испытывали трудности с формулировкой на приличном русском языке! :)
А, вот, идеальный современный руководитель, по их мнению, должен быть таким:
- Честный и правдивый – 22%
- Грамотный, умный, компетентный - 19%
- Заботливый и думающий/беспокоящийся о сотрудниках - 15%
- Справедливый - 11%
- Целеустремленный, амбициозный, настойчивый - 7%.
Комментарий
В трудностях с формулировками при описании качеств руководителя, (как, впрочем, и сотрудников), нет ничего необычного. Как только в организации появляется необходимость описать личностные, профессиональные или корпоративные компетенции, которыми должны обладать сотрудники, практически все скатываются в общие фразы, про «честность, грамотность и справедливость…», испытывая трудности в их конкретизации. Не говоря уже о поведенческих индикаторах, иллюстрирующих уровни владения ими.
То, что в этом списке нет требовательности, ответственности, проактивности, прозрачности руководства и т.д., говорит о предпочтении подчиненных оказаться в максимально комфортных, щадящих условиях, в управленческой структуре «семейного» типа, где процесс зачастую важнее результата, а забота и опека преобладает над эффективностью.
Так что, если Вы – руководитель или планируете им стать, обратите внимание на то, что от Вас ожидают Ваши потенциальные подчиненные.
Здесь есть над чем подумать….
А если Вы уже точно знаете, что необходимо Вашим подчиненным, коллегам и руководителям, чтобы более оперативно и легко восстановиться после «пандемического кризиса» - обращайтесь к нам!
Протестируем, адаптируем программы под Ваши потребности, обучим и натренируем оффлайн или онлайн в кратчайшие сроки!
С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач