«Я в курсе…» или как овладеть ситуацией, пока она не овладела Вами
Сегодня мы хотим обсудить очень важную для любого руководителя способность, утрата/потеря которой приводит к катастрофическим последствиям.
Сначала несколько важных/интересных цитат:
- Катастрофа произошла «…из-за ошибок в пилотировании с последующей потерей Командиром Воздушного Судна (КВС) ситуационной осведомленности ….».
- «Командир воздушного судна попал в психологический «клинч», в результате которого один план действий был разрушен, а новый устойчиво не сформировался».
- «КВС, не достигая своими действиями поставленной цели, находился в «растерянном» состоянии и потерял способность к прогнозу дальнейшего поведения самолета («отставал от самолета»). Это привело к потере ситуационной осведомленности и попаданию в состояние психологического ступора»
- Второй пилот более 30 секунд подсказывал КВС правильные действия и даже пытался вмешаться в управление, однако его усилия не принесли положительного результата «из-за продолжающихся неправильных действий КВС…. ».
- летчики находились в воздухе уже 6 часов, в том числе 2 часа «в напряженной рабочей обстановке, связанной с необходимостью принимать нестандартные решения».
«Потеря ситуационной осведомленности», «психологический клинч», отставание от самолета/ситуации», психологический ступор» - всеми этими терминами много лет оперируют в военной и гражданской авиации, армии и на флоте, описывая состояния, приводящие к неправильным решениям.
Какое отношение они/Это /все это имеют к менеджменту и действиям руководителей и специалистов? Самое прямое/непосредственное.
1. Ситуационная осведомленность. «Situational Awareness»
Термин «ситуационная осведомленность» (SA) появился еще в Первую мировую войну. Он означает комплексное восприятие разнородной информации в едином пространственно-временном объеме. Быть в SA – значит точно и правильно понимать значение и характер текущей ситуации и связанной с ней информации, осознавать, как это может измениться в ближайшем будущем и к каким последствиям может привести.
В армейской среде, эффективность формирования ситуационной осведомленности на различных уровнях управления, уже приравнивается к изобретению огнестрельного оружия – настолько это важно для выбора правильной стратегии действий в сложных условиях. Принятие решений основывается на SA, поэтому, если Вы плохо понимаете ситуацию, вы, практически всегда, примете неудачное решение.
2. Признаки потери ситуационной осведомленности (SA) руководителем:
1. Развивается неопределенность – информация двух или более источников не совпадает, доказательства истинности отсутствуют.
2. Происходит фиксация на чем-то одном (варианте, способе, барьере и т.д.) и все остальное «выпадает» из поля внимания или просто исключается.
3. Возникает замешательство, появляется неуверенность или затруднения с пониманием ситуации. Оно часто сопровождается нетерпением, лихорадочным метанием от одного варианта к другому, чувством психологического дискомфорта, желанием «чтобы это все побыстрее закончилось». Думать и оценивать не хочется – кажется, что надо начать быстро действовать.
4. Ни руководитель, никто другой из команды не контролирует и не управляет общим процессом. Все сконцентрированы на собственных задачах, общая работа становится раскоординированной, одни действия зачем-то дублируются, другие, вообще, упускаются.
5. Феномен «Титаника» - отсутствие внешней осмотрительности с концентрацией всеобщего внимания на мелкой рутине. Говорят, что перед столкновением с айсбергом, многие члены экипажа, вместо наблюдения за обстановкой вокруг судна, занимались выравниванием стульев для концерта. Так и здесь – упускается общая картина происходящего из-за сосредоточенности на чем-то мелком, второстепенном.
6. Потеря способности находить и эффективно использовать ресурсы для выполнения намеченного. Чего-то постоянно не хватает. Из-за этого становится невозможно точно, результативно и вовремя пройти поставленные ранее контрольные точки плана.
7. Происходит нарушение стандартных процедур, ограничений, ранее выработанных требований и регламентов под предлогом «вынужденных обстоятельств». Нарушения регламентов влекут за собой новые неприятности, превращаясь в сложно запутанный «Гордиев узел» проблем.
8. Наблюдается неспособность разрешить разногласия – разобраться с противоречивостью данных или урегулировать расхождения взглядов на ситуацию в группе и возникающие межличностные конфликты.
9. Коммуникации становятся некачественными, невозможно эффективно общаться, информация искажается, становится обрывочной, часть ее упускается из-за нечетких, эмоционально окрашенных и незавершенных формулировок.
Эти признаки, обычно, свидетельствуют, что «запустилась» цепь ошибок - череда событий, создающих дополнительную напряженность и ведущих к инциденту. По исследованиям специалистов, большинство управленческих и поведенческих «катастроф», связанных с человеческими ошибками, содержат минимум 4 из них.
Потеряв «ситуационную осведомленность», мы не можем понять, что происходит вокруг и оцениваем текущую ситуацию неправильно. Это приводит к ошибочной оценке необходимости и важности действий руководителя и других участников ситуации и дает искаженное представление о сценариях развития проблемы.
Возникающий стресс, усиливает давление на человека, ограничивая его объем внимания и памяти, и может привести к «туннельному эффекту», мешающему воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. Принятие решений затруднено или откладывается. Возникают «психологические клинчи и ступоры», человек, что называется, «отстает от самолета» (то есть, от изменяющейся прямо здесь и сейчас» ситуации).
Именно поэтому, навыки быстрого совладания со стрессом («копинг – стратегии», говоря научным языком») приводят к сохранению скорости и повышению качества принятия решений руководителями и специалистами в работе под давлением, в ходе переговоров и продаж.
Не длительная реабилитация после напряженной работы, а именно мгновенное восстановление внутри ситуации, для погружения в SA – ключевой навык, которым должен овладеть каждый руководитель и специалист.
На тренинге «Антистресс. Основы стресс-менеджмента» мы стремимся обучить эффективным практическим приемам, с помощью которых, участники могут максимально быстро восстановить свою способность к адекватному реагированию на проблемную ситуацию и принятию разумных решений.
Иначе, результат может стать катастрофическим.
Кстати, цитаты о потере «ситуационной осведомленности, психологическом клине и ступоре», а также об «отставании сознания пилота от самолета», в самом начале рассылки, взяты из официального отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования причин авиакатастрофы Boeing - 737 в Ростове-на-Дону в 2016 году.
Руководитель или специалист, также, как и пилот, может утратить это важнейшее качество, обеспечивающее управление отделом или компанией – Ситуационную осведомленность» (Situational Awareness) и привести компанию, проект или переговорный процесс к катастрофе.
Что же необходимо делать, чтобы у Вас все было в порядке с SA?
На тренингах «Эффективная работа Управленческой Команды. Maritime Crew Resourse Management, Leadership & Teamwork», и «Работа под давлением», которые мы проводим для компаний, мы рассказываем о признаках правильного управления SA и обучаем слушателей:
- Распределению в группе/команде ролей в ситуации высокой нагрузки
- Умению сканировать внимание между целями, задачами, ресурсами и персоналом и оценивать развитие ситуации в будущее;
- Концентрироваться на деталях и одновременно сканировать ситуацию целиком (scan the big picture) ;
- Думать наперед и учитывать возможность усложнений;
- Создавать зрительные или звуковые памятки о прерванных действиях;
- Выходить из «психологического ступора или клинча» и «вышибать» психологические «клинья»;
- Требовать участия всех членов команды и внешних сил в решении проблемы;
- Следить за признаками снижения SA
и многому другому, что должен уметь современный профессионал.
Чем опытнее и грамотнее специалист или руководитель, тем выше должна быть его SA. Но на деле, часто происходит обратное.
Поэтому, если Вы вынуждены работать в проектах или над задачами «под давлением», в стрессе, обратите внимание на развитие своей «ситуационной осведомленности».
Чтобы не пришлось «махать руками, как крыльями», догоняя давно «улетевший самолет» :)
С уважением Ваш бизнес - консультант Игорь Ткач