«Подушка безопасности» для Вашей команды
Значение и роль групповой работы в деятельности компаний постоянно возрастает.
«Тиминг» (teaming) – «командное взаимодействие» выходит на первый план, активно замещая традиционное «командообразование».
Многие руководители хотят превратить свои коллективы в эффективно работающие команды, опираясь, при этом, если и не на устаревшие, то явно второстепенные признаки и условия успешной командной работы.
Все эти книжные и лекционные определения и рекомендации:
- Команда - формально закрепленное стабильное объединение людей в группу для совместного решения сложной целостной задачи, направленной вовне,
- Успешной команде необходим яркий и сильный лидер,
- Соберите лучших специалистов и подружите их за стенами работы,
- Найдите людей со схожими интересами, привычками, одинаковым образованием и они будут работать успешнее,
- Однородный состав – интроверты или экстраверты – залог успеха и взаимопонимания членов команды,
- Смешанные группы из мужчин и женщин работают успешнее,
сейчас больше напоминают мантры 80 – х годов прошлого века….
Понятно, что группа эффективнее, когда ее участники - специалисты и эксперты, совокупный опыт и способности, которых превышают опыт и способности каждого в отдельности. Но именно в таких группах чаще всего и происходят столкновения противоположных мнений, борьба за статусы и возникают межличностные конфликты, снижающие продуктивность и убивающие такой желанный «синергетический эффект».
Что же являются критически важным для эффективной командной работы?
Многочисленные исследования последних лет, изучающие взаимодействие людей во временных и постоянных группах/командах выявили ряд факторов, важнейший из которых – психологическая безопасность ее участников.
Психологическая безопасность
«Разделяемая всеми членами команды вера в то, что команда безопасна для межличностных рисков»
Э. Эдмондсон
Психологическая безопасность (ПБ) – это чувство уверенности всех членов команды, что здесь безопасно брать на себя разного рода риски, ошибаться, открыто выражать свое мнение или несогласие, не опасаясь наказания, обвинений в некомпетентности или насмешек.
Каждая группа в ходе работы вырабатывает коллективные нормы поведения. Нормы – это традиции, правила и стандарты поведения, регулирующие, как нам себя вести и что делать. Как отдельные личности, члены команды могут вести себя как угодно, но внутри группы должен существовать набор правил, которые доминируют над личными предпочтениями и обеспечивают ПБ для каждого ее члена. Именно нормы определяют, чувствуем ли мы безопасность и комфорт среди членов конкретной группы. Таким образом, нормы (и их соблюдение), формируют климат межличностного доверия и взаимного уважения, в котором членам группы комфортно быть самими собой.
Или – наоборот, создают напряженную атмосферу, побуждающую членов группы замыкаться в себе, бояться быть откровенным и открытым, и, в конце концов, покидать ее…
Некоторые признаки низкой психологической безопасности или ее отсутствия в группе:
- борьба за лидерство вместо продуктивной работы
- перебивание, недослушивание членами группы других участников
- постоянное повышение голоса или переход на крик
- критика или высмеивание чужих идей на этапе их зарождения,
- отмалчивание некоторых участников обсуждения
- распределение задач без учета мнений исполнителей
- концентрация на поиске виновных, а не вариантах решения проблем
- постоянное осуждение друг друга за ошибки
- конфликты, переход на личности в ходе их эскалации
Как повысить «психологическую безопасность группы?
«Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого».
Восьмое правило Финэйгла
Эффективные группы отличает от других то, как члены группы, включая их руководителя, взаимодействуют друг с другом.
Следующие рекомендации могут показаться Вам банальными, но именно они создают атмосферу психологической безопасности:
- В ходе встречи каждый член группы должен высказаться в примерно равном объеме
- Группа должна реагировать на огорчение или недовольство происходящим со стороны отдельных участников. Не делайте вид, что ничего не произошло – немедленно реагируйте.
- Прислушивайтесь к чужому мнению. Резюмируйте сказанное, подтверждая взаимопонимание, а затем обсуждайте области расхождения.
- Избегайте обвинений. Лучше сосредотачивайтесь на решениях возникающих задач и проблем.
- Отделяйте ошибки от нарушений. Поощряйте сообщения о своих ошибках, уязвимых местах, не опасаясь наказания. Это обеспечивает чувство общности, одновременно поощряя людей идти на риск. Совместно найдите способ, чтобы ошибка не повторилась. (Принцип СТО).
- Помните об информационной ассиметрии – обеспечивайте возможность свободного доступа к новой информации для каждого. Чего-то не знать - нормально.
- Будьте собой. Не бойтесь быть уязвимым и не прячьте это от членов группы. Не бойтесь говорить, что думаете, и придерживаться своих ценностей и принципов. Открывайтесь - это будет стимулировать других тоже становиться более открытыми.
- Всегда вступайте в контакт, когда видите, как члены команды выражают своё негативное отношение к другому члену команды. Помните, что члены группы осуществляют контроль поведения и соблюдения норм сообща. Оценивая поведение, выясняйте мотивы и опирайтесь на выработанные ранее нормы поведения.
- Проявляйте и демонстрируйте эмпатию. Всегда важно не только выслушать, но понять точку зрения собеседника. Попробуйте понять его чувства. Будьте готовы помочь ему.
- Объясняйте группе свои сомнения, пока решение не принято, а затем исполняйте его. Убедитесь, что каждый член команды понимает ваши цели и аргументы. Не бойтесь спорить, но всегда следуйте принятому группой решению.
Если вы возглавляете команду, то Вы должны понимать, что от Вашего собственного поведения и от того, что Вы поощряете в группе, зависит ее психологическая безопасность.
- Кого и за что в группе Вы поощряете?
- Кого ограничиваете?
- Как Вы управляете процессом обсуждения?
- Как и каким образом стимулируете группу к активности и самостоятельности в суждениях?
- Каким образом принимаете совместные решения?
- Не подавляете ли Вы их своим статусом, опытом или администрированием?
Руководитель, если захочет, всегда сможет оправдать свое жесткое поведение, снижающее или уничтожающее психологическую безопасность. Важно помнить, что, объединяя людей в группу, руководителю приходится делиться своей властью с ее членами.
Как это сделать безопасно?
- Поощряйте сотрудников высказывать свое мнение перед Вами, а не после Вас;
- Открыто говорите о собственных эмоциях и ощущениях;
- Внимательно слушайте каждого сотрудника, выступающего по обсуждаемым вопросам и резюмируйте сказанное им, как он закончит;
- Не перебивайте подчиненных во время обсуждений, чтобы не закрепить это как негласное правило;
- Признавайте, что есть информация, факты и вещи, которые Вам были неизвестны;
- Контролируйте, чтобы общий объем высказываний каждого члена группы, был примерно равным, и все высказались, как минимум, один раз;
- Поощряйте возражения со стороны тех, кто недоволен структурой и содержанием обсуждений, побуждайте членов группы отвечать им конструктивно, аргументированно и непредвзято;
- Отслеживайте признаки зарождения межличностных и межгрупповых конфликтов и разрешайте их путем открытого обсуждения с опорой на правила, сформированные Вашей командой;
- Всегда выражайте благодарность за вклад в работу команды каждому ее члену. Находите мишени для похвалы.
Общий вывод: чем безопаснее члены команды чувствуют друг с другом, тем лучше они выполняют свою работу, практически в каждой области деятельности. Они чаще признают свои ошибки, становятся лучшими партнерами и учителями для своих коллег, открываются для восприятия и генерации свежих идей, хотят работать в команде.
Это формирует благоприятную среду для изменений, инноваций и роста эффективности самой компании.
И если у Вас есть необходимость в создании, развитии и совершенствовании навыков командной работы в Вашей организации, мы с удовольствием Вам поможем!