ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Все знают, что Вы некомпетентны! Кроме Вас.

Все знают, что Вы некомпетентны! Кроме Вас.

 «Как жаль, что все, кто знает, как управлять государством, уже работают таксистами или парикмахерами!..»

Ф. Миттеран, бывший президент Франции

 

 Медицинские работники – лаборанты, ординаторы и медсестры, не умеющие общаться с пациентами, уверены, что у них все хорошо с коммуникациями.

Охотники, которые недостаточно разбираются в оружии, думают, что знают о нем очень много.  Это же наблюдается среди водителей, программистов, менеджеров по продажам и многих других специалистов.

 «Люди не склонны замечать недостатков своего профессионального опыта и знаний – отмечают группа профессоров Корнельского университета и Университета Иллинойса в своей работе «Почему люди не могут признать своей некомпетентности».

 Сотрудники и не подозревают о своей некомпетентности. «Там, где им не хватает знаний и навыков, они склонны в значительной степени переоценивать свою подготовку, опыт и талант, предполагая, что у них все итак получается превосходно. Хотя на самом деле они работают плохо».

Когда людей попросили оценить свою способность в умении логически мыслить, грамотно писать и хорошо шутить, всем стало не до смеха :)

Профессора провели среди студентов письменный экзамен. А потом предложили оценить собственные результаты как в абсолютном выражении, так и относительно своих сокурсников. Результаты само-аттестации оказались очень далеки от истины. Те, чьи результаты были хуже всего, переоценили свои способности в среднем на 30%!

 В чем причина завышенной оценки своих результатов?

 Проблема в том, что для качественного выполнения своей работы, ее оценки и умения отличать хорошую работу от плохой, нужны одни и те же способности. Поэтому, если работник недостаточно талантлив, умен и квалифицирован в работе, то, скорее всего ему также не хватит таланта, знаний и навыков, чтобы понять, что с работой он не справляется. Он будет наивно полагать, что все идет так, как надо.

У этого эффекта есть и обратная сторона. Вернемся к эксперименту со студентами. Те из них, кто лучше всех сдал экзамены, правильно оценили свои результаты, однако они не считали их особо выдающимися. Да еще и страдали от чрезмерной скромности. :)

 «Лучшие студенты осознают, что они успешно справились с тестом, правильно предсказывают количество набранных баллов. Но они не смогли адекватно оценить успеваемость других людей, постоянно переоценивая успех своих сокурсников на этом экзамене» - отмечают исследователи, в честь которых теперь и назван этот эффект.

Эффект Да́ннинга - Крю́гера проявляется в том, что сотрудники, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к развитию у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные профессионалы, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными.

Таким образом, менее компетентные:

  • в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно компетентным специалистам
  • склонны переоценивать собственные умения
  • неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности
  • неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.

А люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей.

 Некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, технические расчеты или деловые переговоры. Это присуще каждому человеку. Часто, специалист в одной области знаний является дилетантом в другой и может не подозревать об этом. Даже в пределах одной специальности, склонность к переоценке своего уровня свойственна большинству людей, и лишь самое меньшинство, наиболее компетентные люди, могут недооценивать свой уровень.

 

Что нам с этим теперь делать?

 

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Б. Рассел 

 

 

1. Научите сотрудников отличать хорошую работу от плохой

Исследования показывают: если научить человека отличать хорошую работу от плохой, он будет более ответственно относиться к своим недостаткам, даже если не сможет значительно повысить собственную квалификацию. Здесь, как в спорте – глядя на результаты выдающихся спортсменов (тяжелоатлетов, велогонщиков или марафонцев), практически любой дилетант сможет оценить уровень своих текущих способностей. А пытаясь повторить движения акробатов, гимнастов или прыгунов в воду – сравнить уровень своей подготовки с умением настоящих профессионалов.

Внедряйте стандарты, нормы и нормативы, которые будут служить четкими и понятными ориентирами для сотрудников.

После обучения тому, что значит качественное и квалифицированное выполнение того и иного рабочего процесса, у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

 2. Давайте грамотную обратную связь

Основной рецепт очень прост –  раз в 6 месяцев беседовать с сотрудником о его прогрессе в наборе ключевых компетенций для этой должности, опираясь на ИПР (индивидуальный план развития) сотрудника. Но есть кое-что, гораздо важнее, чем периодичность в обратной связи.

Одно из исследований по заказу министерства обороны США, показало,что, давая оценку работнику, важно учитывать:

  • его характер
  • специфику работы/службы
  • суть той информации, которую надо до него донести.

 Для максимального учета всех трех показателей, в ходе предоставления обратной связи, следует разделить обязанности сотрудников на две категории:

  1. Направленные на будущее развитие, требующие от сотрудника способности мыслить и искать новые возможности в своей работе. Очевидно, что таких обязанностей больше у сотрудников отдела маркетинга, дизайнеров, активных «продажников».
  2. Направленные на «предотвращение» развития негативных сценариев, для реализации которых, нужно уметь предвидеть негативное развитие событий и обезопасить от него себя и/или клиента. Это работы, связанные с точностью, скоростью, качеством, с соблюдением стандартных алгоритмов обслуживания, параметров проекта или условий договора. Логисты, юристы, авиа и автомеханики, администраторы, бухгалтеры и работники складов в основном, как раз и «предотвращают» такого рода нарушения в работе людей и компаний.

 Оказалось, что первые, генерировавшие идеи, вдвое увеличили продуктивность, когда им показали, что они успешно справляются с задачей (классическое «положительное подкрепление»), а вторые (работа которых - предотвращать «негатив») – улучшили качество работы, когда им объяснили, что они недостаточно стараются и показали где в их работе ждут улучшения.

Обратите внимание, что концентрация исключительно на недостатках снижает уровень вовлеченности сотрудников. Поэтому, даже обсуждая негативные аспекты работы подчиненного, старайтесь находить что-то хорошее. Хотя бы в его характере или внешности, если с результатами работы все плохо. :)

 3. Правильно обучайте сотрудников

Если человек совсем ничего не знает, скажем, о нефтеперегонке, то, как правило, он это осознаёт. Эффект Данинга - Крюгера «запускается», когда сотрудник начинает разбираться в некоторой сфере и на определенном этапе ему начинает казаться, что он уже всё знает и умеет и способен делать это, и много чего еще, на самом высоком уровне.

Руководителю очень важно уловить момент этого перехода в оценке сотрудником своей компетентности и не допустить развития эффекта Данинга – Крюгера, используя механизмы оценки и аттестации.

Ощущению собственной «сверхкомпетентности» у недостаточно квалифицированных сотрудников, может способствовать большой объем информации в области их деятельности – отчеты, инструкции, книги, статьи, аудио и видеоматериалы в Интернете. Как правило, умственные способности не коррелируют с объемом получаемой информации – если IQ низок, то информация просто оседает в голове, как набор обрывочных сведений. Озвучивая ее (особенно термины, некоторые точные цифры, фамилии или бренды), сотрудники с низкой квалификацией способны периодически производить хорошее впечатление на окружающих. Но уточнение деталей, как правило, «вскрывает» истинный уровень подготовки специалиста.

Выходит, что простое «ознакомление» сотрудников с передовым опытом других, новостями и тенденциями в отрасли, не повышают квалификацию, а лишь создают иллюзию роста «компетентности».

Поэтому, очень важно определять – кого, чему, как, каким способом, когда и зачем обучать. Ведь любой неправильный ответ на эти вопросы «обнуляет» результат обучения, но способствует росту вредной «иллюзии компетентности» работника.

 4. Давайте умным «право на ошибку» в зоне риска

Вторая часть эффекта Данинга – Крюгера, показывает, что благодаря своей силе ума и развитому интеллекту, высококвалифицированный сотрудник, эксперт, вырабатывая «идеальное» решение задачи, видит все проблемы, нюансы, детали и риски, с ним связанные. И начинает колебаться, пытаясь принять оптимальное решение. Внешне, это определяется как «топтание на месте» и нерешительность.

Помогите ему преодолеть этот барьер. Проведите «крэш-тест» его идей, определите предельные величины негативных отклонений, при достижении которых, Вы остановитесь, разделите с ним ответственность за запуск и реализацию его плана. И подтолкните к началу активных действий.

«Тупым и решительным», в силу их умственных ограничений, Ваша поддержка не нужна – им скорее, потребуется помощь в ликвидации последствий провала. Создайте для них более жесткие рамки контроля, чтобы быстрее обнаружить, момент, когда «поезд пойдет под откос…» :)

 5. Устраивайте «Fair play» соревнования

Грамотные, профессиональные руководители давно нашли довольно практичный способ борьбы с проявлениями эффекта Даннинга - Крюгера у своих некомпетентных сотрудников.

Многие специалисты, на самом деле, знают, что у них низкая квалификация. А их самомнение, громкие заявления о собственной компетентности и ограниченности других (коллег, клиентов, руководителей, экспертов или конкурентов) – часть стратегии выживания в компании, дающая возможность хоть как-то конкурировать за ресурсы с их более квалифицированными коллегами. «Тыкай пальцем в тех, кто еще хуже, не признавай своих ошибок, изображай, что ты знаешь все, что надо для работы, а остальное – лишнее, навешивай обидные «ярлыки» на более умных и «заклевывай» их объединившись с коллегами по интеллектуальному несчастью» - таково их типичное поведение и установки.

 Организуйте любое честное соревнование, в ходе которого участникам придется применять исключительно приобретаемые для качественной продуктивной работы, знания и навыки.

Объявив об условиях состязаний, обратите внимание на тех, кто сразу начнет искать способы уклониться от участия в нем. Это и есть, как правило, «некомпетентные», но осознающие свой низкий уровень готовности, специалисты. Они отказываются или заранее начинают оправдывать причины своего будущего проигрыша.

Если бы эти люди не осознавали уровня своей некомпетентности – они, достаточно охотно участвовали бы в подобных состязаниях, не сомневаясь в своих возможностях победить. Это неспособность слабо развитого ума, ограниченного интеллекта осознать свои ресурсы, и понять, что они недостаточны для победы. А если к этому добавить «давящее» «Эго», и зашкаливающее «ЧСВ» (чувство собственной важности), становится понятно, почему они лезут на сцены музыкальных конкурсов, важно заседают в комиссиях, уверенно предсказывают курс доллара и рассказывают, как «увеличение пенсионного возраста сделает всех граждан богаче, а ягоды годжи - стройней». :)

 В общем, как писал У. Шекспир: «Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп». Осознавая это, нам остается системно устранять пробелы

в знаниях наших подчиненных и повышать собственную компетентность – ежедневно, еженедельно и ежегодно! Конец года – отличное время задуматься о навыках, которые необходимо развивать для Вашего успеха в новом 2020 году!

 С Уважением, Ваш бизнес -- консультант Игорь Ткач

 

менеджмент, наставничество, коучинг, рекрутер, супервайзер, управление, тренинг