Ваш золотой запас
Самый лучший/интересный вопрос последних двух недель о бизнесе и управлении:
- Что оказалось Вашим «золотым запасом»?
Действительно, на что Вы смогли опереться в своей работе в текущей кризисной ситуации?
- на свой востребованный или ставший необходимым товар или услугу;
- лояльных клиентов, продолживших с Вами работать;
- грамотную и оперативную логистику;
- человеческую панику, ажиотаж или глупость;
- отлаженные бизнес – процессы;
- гибкую маркетинговую политику;
- товарные запасы и денежные ресурсы;
- активный и профессиональный персонал;
Вот о последнем пункте в этом списке и хотелось бы поговорить подробнее.
Как себя проявил Ваш главный ресурс – руководители и сотрудники?
Кризисы с целым «коктейлем проблем» (короновирус, скачок цен из-за подорожавшего доллара, самоизоляция, временное закрытие или ограничение деятельности компаний и т.д.), лучше всего демонстрируют уровень подготовки и квалификации сотрудников всех подразделений, их лояльность к организации и общую эффективность менеджмента в компании.
Используйте это время для изучения, оценки и отбора персонала в свой «золотой запас».
«Золотой запас» или «золотой список» - это перечень сотрудников, которые являются крайне важными для вашей организации и их потеря (продолжительная болезнь или увольнение) скорее всего приведут компанию к серьезным проблемам.
На что смотреть и от чего отталкиваться?
Практически все экономисты и аналитики прогнозируют резкое падение экономических показателей в ближайшие 2 – 3 месяца и крайне медленное их восстановление в течение одного – двух лет. Уже более 25% предпринимателей уверены, что пострадают все отрасли, а не только очевидные «жертвы» пандемии: HoReCa, туризм и пассажирские перевозки, сфера развлечений и логистики.
Если исходить из этого, то большинство компаний будут должны успешно или с минимальными потерями, последовательно пройти через два этапа:
- 1. «Защита периметра»
- 2. Восстановление и адаптация к реалиям посткризисного рынка
Если у Вашей компании нет значительных ресурсов (повышенного спроса на товар/услугу, сохранившегося клиентского потока, «финансовой подушки» и т.д.), то Вы сейчас вынуждены «защищать периметр», просто удерживая компанию «на плаву».
Важно понять, что, как минимум на несколько месяцев, закончилось время тех, кто привык «тратить деньги» компании, а не зарабатывать их.
Вам нужны:
- сотрудники, способные проводить эффективные переговоры с арендодателями, поставщиками, рекламистами, добиваясь от них скидок, «каникул», рассрочек, чтобы уменьшить и растянуть во времени обязательные платежи.
- специалисты для ежедневной «генерации денег», которые смогут «встряхнуть» клиентскую базу, рассчитать и предложить индивидуальные скидки и акции, добиться предзаказов на будущее, под минимальную предоплату.
- универсалы, способные выполнять работу за двух-трех «смежников» (тех, от которых придется избавиться (отпуск, сокращение, в связи с резким снижением объемов работы).
- Маркетологи и продавцы, способные максимально использовать «партизанский маркетинг» через соцсети и личный контакт с клиентами, способные смело выходить на клиентов своих конкурентов, смежные целевые группы и территории.
В общем, нужны те, кто может своим трудом с минимальными затратами генерировать «живые деньги» здесь и сейчас. Они должны будут жить в режиме «активного дня», фокусируясь на коротких реальных сделках, так как в ситуации выживания нет времени ждать «длинных денег». Вы до них просто «не доживете» ….
Требуемые психологические качества:
- Проактивность («самоходность») – сотрудник сам выполняет нужную работу, без напоминаний и указаний;
- «Настырность» (не путать с навязчивостью, скорее, готовность решать возникающие проблемы разными способами и через различных людей;
- Самодисциплина - умение организовать работу в условиях помех и приятных отвлечений (особенно при удаленной работе) при отсутствии внешнего контроля
- Психологическая устойчивость и жизнестойкость – невосприимчивость к негативному, паническому новостному фону
- Мобильность, адаптивность – способность быстро организовать свою работу и деятельность подразделения в нестандартных условиях с весьма ограниченными ресурсами (что называется «с колес» и из подручных материалов);
- Гибкость - умение ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, принимать вызовы реальности, справляться с неожиданными задачами и трудностями на уровне мышления и поведения.
- Коммуникативность – основанная на развитом эмоциональном интеллекте, способность продуктивно общаться в психологически напряженных ситуациях с разными типами людей.
О большинстве требуемых в кризисе качеств, мы уже неоднократно писали здесь, здесь и в других рассылках.
Основные отрицательные «маркеры»:
- Предъявление требований к компании, а не к себе – все эти: «Вы обязаны…, дайте…., обеспечьте…., купите…., принесите, тогда и буду…., Вам всем легко, а у меня дети, кредиты, ипотека….». Демонстративное перекладывание ответственности за свое будущее в компании и будущее своего рабочего места исключительно на руководство.
- Повышенная тревожность, напряженность и срывы в коммуникации с другими людьми. Неспособность, а часто – нежелание управлять своими эмоциями, включать рассудок и мыслить рационально.
Так вот, профессионалы, обладающие положительными психологическими качествами и составляют Ваш текущий «золотой список». Их следует обязательно удержать, обсудив с каждым его задачи на период (что именно, в каком объеме и качестве необходимо делать) и временные правила сотрудничества в кризисе («удаленка», уменьшение количества рабочих часов, возможное совместительство, изменение з/п и мотивации или короткие отпуска и т.д.).
Активная позиция участников «золотого списка» позволит сформировать средства для сохранения компании «на плаву» и удержании в ней тех, кто понадобится на втором этапе - восстановления и адаптации к реалиям посткризисного рынка:
- Аналитиков, способных оценить и просчитать потенциал нового рынка и изменившиеся потребности Клиентов;
- Бизнес – технологов, которые будут менять и корректировать бизнес – процессы, удаляя устаревшие элементы;
- Тех, кто сможет осуществить реальную «цифровизацию» бизнеса, с целью перевести в «цифру и на удаленку» все, что возможно;
- Аккаунт – менеджеров, не очень эффективных в «турбулентный период», но крайне необходимых для повышения уровня сервиса Вашей компании;
- Специалистов по подбору персонала, способных найти и привлечь к сотрудничеству квалифицированных работников из разорившихся компаний;
- Руководителей – «тимлидов» - могущих организовать командную проектную работу и добиться быстрой выработки и реализации креативных комплексных решений;
- Мастеров интегрированных маркетинговых коммуникаций, которые смогут «достучаться» до Клиентов в резко возросшем информационном шуме;
Многие из них также являются участниками Вашего «золотого списка», просто сейчас их возможности менее востребованы.
Важно не дать им застояться, «закиснуть», почувствовать свою ненужность и не начать искать себе иное применение….
Поэтому, сосредоточившись на выживании, загрузите их интеллектуальной работой для будущего компании:
- Как подготовить компанию к ужесточению конкуренции за внимание клиентов, к появлению на рынке новых игроков.
- Какие продукты и предложения будут пользоваться успехом?
- Что нужно срочно поменять, усилить и нарастить для будущего результата?
- С кем необходимо скооперироваться, чтобы сделать задуманное быстрее и лучше?
Как только ситуация на рынке начнет стабилизироваться, те «выгоревшие герои», которые спасают организацию сейчас, зарабатывая хоть какие – то деньги, вынуждены будут уйти на отдых и восстановление, и за дело возьмутся вышеописанные «восстановители».
Отыщите их уже сейчас и включите в свой «золотой список»!
С уважением Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач