Самый СОК: Стресс, Ответственность и Контроль
Июль и август (а в Приморье еще и сентябрь) – традиционное время отпусков (67% россиян предпочитают отдых для восстановления сил летом). Но, примерно 31% работников вообще не уходят в отпуск, продолжая «вкалывать» на любимой работе.
Грозит ли таким «трудоголикам» повышенный стресс и эмоциональное выгорание? И кого необходимо просто «выгонять» в отпуск?
Давайте выяснять!
Разделите/распределите свой персонал на 4 части по двум категориям:
1. Уровень требований и ответственности.
Критерии: ожидания от работника, необходимость быстрого принятия качественных решений, особенно в условиях неопределенности, наличие жестких дедлайнов, внезапное сокращение сроков реализации задач, сложность выполняемой работы, интеллектуальная нагрузка.
Пример: уровень требований к финансовому директору выше, чем к промоутеру или комплектовщику.
2. Уровень контроля.
Критерии: возможность работника самостоятельно выбирать, каким образом, в каком порядке, с какой интенсивностью и в какое время выполнять поставленные задачи.
Пример: уровень контроля у диспетчера в аэропорту гораздо ниже, чем у слесаря или бухгалтера, так как он почти на 100% зависит от текущей воздушной обстановки в зоне ответственности (включая погодные условия).
Разумеется, на все это накладывается тип нервной системы и уровень мотивации, но раз уж эти люди у Вас работают, значит с нервами и мотивацией у них все нормально, верно? Хотя бы на момент принятия на работу… J
В общем, получаем 4 группы:
1- я. Низкий уровень требований и ответственности + низкий уровень контроля
От этих людей не требуется постоянно принимать важные решения в критических ситуациях и почти вся их профессиональная деятельность регламентирована правилами, инструкциями, нормами и нормативами. Следовательно, у них меньше всего шансов заработать проблемы с сердцем, сосудами или расшатать нервную систему из-за обстановки на рабочем месте. К первой группе относят уборщиков, работников физического труда и сферы обслуживания, которые не общаются с клиентами напрямую – разгружают, перевозят тележки с товарами, монтируют и демонтируют оборудование или мебель, поминутно заглядывая в инструкции.
2 – я. Низкий уровень требований и ответственности + высокий уровень контроля
В эту группу включают представителей творческих профессий и большинство офисных работников, которые сами принимают решения, исходя из своих профессиональных знаний и стандартов работы. Художники, архитекторы, ученые, дизайнеры, программисты и журналисты. Сюда же входят юристы (не «судебники»), бухгалтеры, аналитики и те, кто занимается расчетами, статистикой. Они не испытывают морального прессинга со всех сторон и в большинстве случаев, сами управляют своей повседневной работой и карьерой.
От них, по большей части, не зависит ничья жизнь и мало кто из посторонних понимает критерии оценки их труда. (Достаточно вспомнить «Черный квадрат» Малевича J). Это и снижает уровень их ответственности и уменьшает вероятность «сгореть» на работе. Их главный минус, приближающий к стрессу – особенности нервной системы и способы «накачки креатива» - ну, Вы поняли… J
3 – я. Высокий уровень требований и ответственности + высокий уровень контроля
Здесь сосредоточены самые гуманные профессии, направленные на развитие личности, защиту жизни и здоровья людей. Педагоги, врачи, военные, спасатели, полицейские занятые своей регулярной повседневной деятельностью – плановой, подчиненной расписанию: лечению, обучению, тренировкам на полигонах и т.д.
Испытывают ли они стресс? Да, безусловно, так как к ним предъявляют высокий уровень требований. В значительной степени, по мнению специалистов, он компенсируется ощущением ценности своей деятельности для людей. Миссией, если так можно выразиться.
А если в мотивационном «букете» есть призвание – происходит значительная нейтрализация повседневных негативных факторов. Как укус пчелы для пчеловода – не «стресс – фактор», а практически, «природный витамин» J
Хотя в данной группе вероятность стресса, заболеваний сердца, сосудов и нервной системы выше, чем в двух предыдущих.
Особенно, когда вместо планомерной деятельности начинаются экзамены, природные катаклизмы, катастрофы и боевые действия и уровень контроля резко снижается. К примеру, большинство пожарных погибают в ходе ликвидации огня, как раз от инфарктов и инсультов, а не от ожогов или травм.
4 – я. Высокий уровень требований + низкий уровень контроля
В эту группу попадают в основном, все те, кто в ходе работы вынужден подстраиваться под вкусы Клиентов и фактически - угождать им. Официанты и продавцы - консультанты, медсестры и санитары, социальные работники и менеджеры по продажам…
Работники сферы обслуживания на 22 % чаще оказываются жертвами инсульта или болезней сердца.
И чем более Клиентоориентированна Ваша компания – тем больший ущерб для здоровья тела и психики получает ее «фронт-офис», особенно на фоне внутренних проблем с ассортиментом, логистикой, товарными запасами и качеством товаров и услуг.
Что с ними теперь делать?
По мнению китайских неврологов из Университета Гуанчжоу, именно 3-я и, особенно, 4-я группы, максимально подвержены губительному воздействию стресса и склонны к более сильному эмоциональному выгоранию.
Следовательно, задача самих работников из 3 и 4 групп, а также их работодателей – по максимуму снизить риск ущерба для здоровья.
Полезные советы «народным» языком:
1. Займитесь профилактикой.
Научите своих сотрудников простым и надежным способам быстрого «сброса» стресса прямо на рабочем месте (не на клиентов и коллег, разумеется :))
2. Отслеживайте признаки/симптомы эмоционального выгорания у себя и своих коллег:
- Психофизические: чувство непроходящей усталости в течение всего дня; ощущение эмоционального и физического истощения; частые беспричинные головные боли; полная или частичная бессонница; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- Социально-психологические: безразличие, чувство подавленности; повышенная раздражительность на мелкие события; участившиеся вспышки гнева или «уход в себя»; постоянное переживание негативных эмоций, для которых в общем, нет причин; повышенная тревожность и чувство страха, что «это не получится»;
- Поведенческие: дистанцированность от коллег и клиентов, повышение критичности; ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее; человек часто берет работу домой, но дома ее не делает; под различными предлогами уклоняется от принятия решений; безразличие к результатам и снижение энтузиазма по отношению к работе; замена приоритетных задач второстепенными, «прокрастинация»; резкое возрастание перекуров в ходе работы;
Более подробно – здесь! Как только заметите нарастание этих симптомов – переходите к пункту 3.
3. Валите в отпуск!
И выгоняйте туда в обязательном порядке всех «трудоголиков» из 3 и 4 групп, иначе они из офисов «перетекут» в больничные палаты. Перед возвращением из него прочтите: «Как правильно уйти в отпуск и вернуться из него»
4. Устраивайте «Цифровой детокс».
«Потеряйтесь» для мира на один день в неделю. Проведите его без гаджетов: с книжкой, другом, детьми, удочкой, собакой - в лесу, поле, у моря, чтобы дать мозгу восстановиться от «дофаминовой гонки» за «лайками» и информационной «подключенности» к миру.
5. Займитесь кардио!
Ваше сердце и сосуды нуждаются в постоянной тренировке, чтобы легче переносить рабочий стресс и конфликты. Ходьба, бег, плавание, спортивные игры и прочее – методов поддержания себя в форме достаточно много. Главное – регулярность занятий.
6. Создайте индивидуальную систему «переключения».
Как там у В Маяковского?
«Отдыхай!
Этот плакат увидя,
запомни правило простое:
работаешь —
сидя,
отдыхая —
стой!» [1928]
Переключение – это сознательный подбор формата отдыха от работы, противоположного тому, что окружает Вас в повседневной трудовой деятельности.
Простейшие принципы переключения:
- Трудитесь в городе – отдыхайте на природе
- Работаете с людьми – восстанавливайтесь с книгами или животными
- Сидите в одиночестве с документами – выбирайте групповой отдых с максимальной социализацией
- Вынуждены все контролировать на работе – выбирайте спонтанность и безмятежность на отдыхе (наплюйте, в пределах разумного, на конечный результат).
- Задачи требуют высокой ответственности – отдыхайте, разрешая себе ошибки и небрежности
- Вынуждены принимать взвешенные рациональные решения – восстанавливайте силы через положительные эмоции: пойте, яростно болейте за любую понравившуюся команду, шутите, смейтесь, танцуйте и играйте на отдыхе другие жизненные Роли
Казалось бы, что проще? Тем не менее, огромное количество людей, отработав неделю во «фронт–офисе», выбираются в выходные бродить по шумным торговым центрам, в толчее, стремясь принять одно за другим с десяток рациональных решение – «что, где, какого бренда, по какой цене и в каком количестве….» :)
7. Повысьте качество ночного сна.
Лучше обычного сна может быть только качественный сон! Ложитесь до полуночи, обеспечьте максимальную тишину и затемненность помещения, учитывайте ультрадианные циклы (для расчета продолжительности сна и легкого пробуждения). Перед засыпанием сознательно расслабьте мышцы своего тела – это легко сделать всего за 30 – 40 секунд,
Что Вы получите в итоге?
Меньше стресса, больше удовольствия от работы, высокую производительность и здоровую психику – если Вам это еще нужно, конечно. :)
Хорошего отдыха и быстрого восстановления!
С уважением Ваш Бизнес - тренер Игорь Ткач