ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Самый СОК: Стресс, Ответственность и Контроль

Самый СОК: Стресс, Ответственность и Контроль

Июль и август (а в Приморье еще и сентябрь) – традиционное время отпусков (67% россиян предпочитают отдых для восстановления сил летом). Но, примерно 31% работников вообще не уходят в отпуск, продолжая «вкалывать» на любимой работе.   

Грозит ли таким «трудоголикам» повышенный стресс и эмоциональное выгорание? И кого необходимо просто «выгонять» в отпуск?

 Давайте выяснять!

 Разделите/распределите свой персонал на 4 части по двум категориям:

 1. Уровень требований и ответственности.

Критерии: ожидания от работника, необходимость быстрого принятия качественных решений, особенно в условиях неопределенности, наличие жестких дедлайнов, внезапное сокращение сроков реализации задач, сложность выполняемой работы, интеллектуальная нагрузка.

Пример: уровень требований к финансовому директору выше, чем к промоутеру или комплектовщику.

 2. Уровень контроля.

Критерии: возможность работника самостоятельно выбирать, каким образом, в каком порядке, с какой интенсивностью и в какое время выполнять поставленные задачи.

Пример: уровень контроля у диспетчера в аэропорту гораздо ниже, чем у слесаря или бухгалтера, так как он почти на 100% зависит от текущей воздушной обстановки в зоне ответственности (включая погодные условия).

 Разумеется, на все это накладывается тип нервной системы и уровень мотивации, но раз уж эти люди у Вас работают, значит с нервами и мотивацией у них все нормально, верно? Хотя бы на момент принятия на работу… J

 В общем, получаем 4 группы:

 1- я. Низкий уровень требований и ответственности + низкий уровень контроля

 От этих людей не требуется постоянно принимать важные решения в критических ситуациях и почти вся их профессиональная деятельность регламентирована правилами, инструкциями, нормами и нормативами. Следовательно, у них меньше всего шансов заработать проблемы с сердцем, сосудами или расшатать нервную систему из-за обстановки на рабочем месте. К первой группе относят уборщиков, работников физического труда и сферы обслуживания, которые не общаются с клиентами напрямую – разгружают, перевозят тележки с товарами, монтируют и демонтируют оборудование или мебель, поминутно заглядывая в инструкции.

 2 – я. Низкий уровень требований и ответственности + высокий уровень контроля

 В эту группу включают представителей творческих профессий и большинство офисных работников, которые сами принимают решения, исходя из своих профессиональных знаний и стандартов работы. Художники, архитекторы, ученые, дизайнеры, программисты и журналисты. Сюда же входят юристы (не «судебники»), бухгалтеры, аналитики и те, кто занимается расчетами, статистикой. Они не испытывают морального прессинга со всех сторон и в большинстве случаев, сами управляют своей повседневной работой и карьерой.

От них, по большей части, не зависит ничья жизнь и мало кто из посторонних понимает критерии оценки их труда. (Достаточно вспомнить «Черный квадрат» Малевича J). Это и снижает уровень их ответственности и уменьшает вероятность «сгореть» на работе. Их главный минус, приближающий к стрессу – особенности нервной системы и способы «накачки креатива» - ну, Вы поняли… J

 3 – я. Высокий уровень требований и ответственности + высокий уровень контроля

 Здесь сосредоточены самые гуманные профессии, направленные на развитие личности, защиту жизни и здоровья людей. Педагоги, врачи, военные, спасатели, полицейские занятые своей регулярной повседневной деятельностью – плановой, подчиненной расписанию: лечению, обучению, тренировкам на полигонах и т.д.

Испытывают ли они стресс? Да, безусловно, так как к ним предъявляют высокий уровень требований. В значительной степени, по мнению специалистов, он компенсируется ощущением ценности своей деятельности для людей. Миссией, если так можно выразиться.

А если в мотивационном «букете» есть призвание – происходит значительная нейтрализация повседневных негативных факторов. Как укус пчелы для пчеловода – не «стресс – фактор», а практически, «природный витамин» J

Хотя в данной группе вероятность стресса, заболеваний сердца, сосудов и нервной системы выше, чем в двух предыдущих.

Особенно, когда вместо планомерной деятельности начинаются экзамены, природные катаклизмы, катастрофы и боевые действия и уровень контроля резко снижается. К примеру, большинство пожарных погибают в ходе ликвидации огня, как раз от инфарктов и инсультов, а не от ожогов или травм.

 4 – я. Высокий уровень требований + низкий уровень контроля

 В эту группу попадают в основном, все те, кто в ходе работы вынужден подстраиваться под вкусы Клиентов и фактически -  угождать им. Официанты и продавцы - консультанты, медсестры и санитары, социальные работники и менеджеры по продажам…

Работники сферы обслуживания на 22 % чаще оказываются жертвами инсульта или болезней сердца.  

И чем более Клиентоориентированна Ваша компания – тем больший ущерб для здоровья тела и психики получает ее «фронт-офис», особенно на фоне внутренних проблем с ассортиментом, логистикой, товарными запасами и качеством товаров и услуг.

 Что с ними теперь делать?

 По мнению китайских неврологов   из Университета Гуанчжоу, именно 3-я и, особенно, 4-я группы, максимально подвержены губительному воздействию стресса и склонны к более сильному эмоциональному выгоранию.

Следовательно, задача самих работников из 3 и 4 групп, а также их работодателей – по максимуму снизить риск ущерба для здоровья.

 Полезные советы «народным» языком:

1. Займитесь профилактикой.

Научите своих сотрудников простым и надежным способам быстрого «сброса» стресса прямо на рабочем месте (не на клиентов и коллег, разумеется :))

 2. Отслеживайте признаки/симптомы эмоционального выгорания у себя и своих коллег:

  • Психофизические: чувство непроходящей усталости в течение всего дня; ощущение эмоционального и физического истощения; частые беспричинные головные боли; полная или частичная бессонница; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • Социально-психологические: безразличие, чувство подавленности; повышенная раздражительность на мелкие события; участившиеся вспышки гнева или «уход в себя»; постоянное переживание негативных эмоций, для которых в общем, нет причин; повышенная тревожность и чувство страха, что «это не получится»;
  • Поведенческие: дистанцированность от коллег и клиентов, повышение критичности; ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее; человек часто берет работу домой, но дома ее не делает; под различными предлогами уклоняется от принятия решений; безразличие к результатам и снижение энтузиазма по отношению к работе; замена приоритетных задач второстепенными, «прокрастинация»; резкое возрастание перекуров в ходе работы;

Более подробно – здесь!  Как только заметите нарастание этих симптомов – переходите к пункту 3.

 3. Валите в отпуск!

И выгоняйте туда в обязательном порядке всех «трудоголиков» из 3 и 4 групп, иначе они из офисов «перетекут» в больничные палаты. Перед возвращением из него прочтите: «Как правильно уйти в отпуск и вернуться из него»

 4. Устраивайте «Цифровой детокс».

«Потеряйтесь» для мира на один день в неделю. Проведите его без гаджетов: с книжкой, другом, детьми, удочкой, собакой - в лесу, поле, у моря, чтобы дать мозгу восстановиться от «дофаминовой гонки» за «лайками» и информационной «подключенности» к миру.

 5. Займитесь кардио!

Ваше сердце и сосуды нуждаются в постоянной тренировке, чтобы легче переносить рабочий стресс и конфликты. Ходьба, бег, плавание, спортивные игры и прочее – методов поддержания себя в форме достаточно много. Главное – регулярность занятий.

 6. Создайте индивидуальную систему «переключения».

Как там у В Маяковского?

«Отдыхай!
Этот плакат увидя,
запомни правило простое:
работаешь —
      сидя,
отдыхая —
     стой!»  [1928]

Переключение – это сознательный подбор формата отдыха от работы, противоположного тому, что окружает Вас в повседневной трудовой деятельности.

Простейшие принципы переключения:

  • Трудитесь в городе – отдыхайте на природе
  • Работаете с людьми – восстанавливайтесь с книгами или животными
  • Сидите в одиночестве с документами – выбирайте групповой отдых с максимальной социализацией
  • Вынуждены все контролировать на работе – выбирайте спонтанность и безмятежность на отдыхе (наплюйте, в пределах разумного, на конечный результат).
  • Задачи требуют высокой ответственности – отдыхайте, разрешая себе  ошибки и небрежности  
  • Вынуждены принимать взвешенные рациональные решения – восстанавливайте силы через положительные эмоции: пойте, яростно болейте за любую понравившуюся команду, шутите, смейтесь, танцуйте и играйте на отдыхе другие жизненные Роли

Казалось бы, что проще? Тем не менее, огромное количество людей, отработав неделю во «фронт–офисе», выбираются в выходные бродить по шумным торговым центрам, в толчее, стремясь принять одно за другим с десяток рациональных решение – «что, где, какого бренда, по какой цене и в каком количестве….»  :)

 7. Повысьте качество ночного сна.

Лучше обычного сна может быть только качественный сон! Ложитесь до полуночи, обеспечьте максимальную тишину и затемненность помещения, учитывайте ультрадианные циклы (для расчета продолжительности сна и легкого пробуждения). Перед засыпанием сознательно расслабьте мышцы своего тела – это легко сделать всего за 30 – 40 секунд,

 Что Вы получите в итоге?

 Меньше стресса, больше удовольствия от работы, высокую производительность  и здоровую психику – если Вам это еще нужно, конечно. :)

 Хорошего отдыха и быстрого восстановления!

С уважением Ваш Бизнес - тренер Игорь Ткач

стресс, бизнес, мастер-класс, менеджмент, управление