ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Руководитель и Лидер – взгляд снизу

Руководитель и Лидер – взгляд снизу

Недавно ВЦИОМ расспросил россиян, какими они видят своего идеального руководителя и что думают о лидерских качествах.

Результаты довольно забавные….

Давайте сравним их с тенденциями в современном менеджменте и лидерстве. 

 1. Рождаются ли Лидером?

Две трети россиян (64 %) считают, что грамотно организовывать рабочий процесс и руководить людьми могут только те, кого «мать – природа» щедро наделила лидерскими качествами. :)

Так чаще думают женщины (71%) и возрастные работники 45-59 лет (73%).

К счастью, за последние 10 лет эта позиция ослабела аж на 6%. :)

30% россиян, напротив, считают, что руководить людьми может каждый, а нужные качества и компетенции для эффективного менеджмента можно развить.

Чем моложе респонденты, тем чаще они высказывают именно эту позицию.  

Комментарий.

Современные исследователи склоняются к тому, что никакие врожденные качества не являются гарантией успеха без правильных навыков, настойчивости и преодоления собственных ошибок. Часто, все эти «мне не дано…», «с этим надо родиться…» - не более, чем «красивые отговорки», для оправдания своего нежелание работать над собой, отсутствия мотивов к развитию и банальную лень. 

Разумеется, идеальный вариант – сочетание личного врожденного потенциала и приобретенных навыков управления и нужных лидеру «soft-skills».  Поэтому, всегда, когда есть возможность, лучше предварительно протестировать потенциальные ресурсы будущего или действующего руководителя и затем уже системно обучать его искусству и науке управления.

Понимая это, все больше наших Клиентов, заказывают психологическую диагностику и тестирование профессионально важных качеств руководителей и специалистов. И, разумеется, системно и качественно обучают их с помощью наших тренинговых программ.

 2. Как стать Лидером? 

Даже родившись с идеальным набором лидерских качеств, можно так и не стать для своих подчиненных подлинным Лидером.

Что же может помочь человеку достичь лидерских позиций, по мнению опрошенных россиян?

Вот, что они думают об этом в 2020 года::

  • правильно подобранная команда единомышленников - 50%,
  • особые личные организационные качества и талант - 38%,
  • знания и специальное образование - 35%,
  • опыт - 33%,
  • деньги - 17%,
  • связи - 16%,
  • навыки влияния на поведение других людей – 12%,
  • стартовые возможности – 11%,
  • вера в успех – 11%,
  • удача – 8%,
  • оригинальная идея – 8%

 Комментарий

Наблюдая результаты опроса, видно, что достаточно много людей смешивают или откровенно путают понятия «начальник», «должность», «руководитель» и «лидер».

Разумеется, с помощью денег, связей и стартовых возможностей можно занять управленческую должность и стать начальником. И примеров тому – множество. :)

Но можно ли таким образом стать Лидером?

Именно поэтому, на тренингах посвященных проблеме вопросам развития управленческого потенциалаилидерства, мы спорим, уточняем и стараемся четко разграничить позиции и роли руководителя: «Администратора, Менеджера и Лидера», определяя наборы качеств и модели поведения, которые соответствуют этим ролям.

 3. Нужнее эмоциональный интеллект или психиатр?

Выбирая руководителя на свой «вкус и цвет», 73% работников предпочли бы спокойного и уравновешенного, эмоциональному. При этом, за строгость руководителя голосуют 48% работников, против десяти процентов, ориентированных на мягкость и добросердечие босса.

Также, половине подчиненных не важен и возраст руководителя, но 45% хотели бы видеть в качестве своего «командира» зрелого человека. Пол руководителя вроде бы тоже вторичен, но лишь 4% желали бы, чтобы их начальником была женщина. :)

53% опрошенных хотят, чтобы их топ - менеджмент был склонен к внедрению инноваций/нововведений. За «консервативного» босса выступают всего 12%.

 Комментарии.

«Психов» - на свалку истории»! И это правильно. Все меньше людей готовы мириться с отговорками, типа, «с вами по другому нельзя..», «у меня такой характер, терпите…»  или «срываюсь, когда меня доводят…. » и прочими признаниями  в неспособности управлять собой и своими эмоциями.

Развитие навыков эмоционального интеллекта переживают в мире новую и вполне заслуженную волну популярности. Причины – нарастание неопределенности в экономике, рост конкуренции и конфликтов на рынке и в коллективах, сложности в межличностных коммуникациях, снижение эффекта от простых и понятных стимулов для подчиненных в управлении и т.д.

Навык эмоционального интеллекта прочно держится в тройке самых востребованных «soft-skills» для успешного будущего каждого специалиста и человека. Не хотите отставать – самое время развивать! :)  

 4. Жесткое руководство или демократия?

52% россиян уже испытали на себе стиль жесткого руководства со стороны властного человека, и 28% из них постарались уйти/освободиться от такого руководителя. Количество работников, которые никогда не сталкивались с жестким менеджментом за два последних года выросло на 8%, достигнув 45%.

Практически половина из тех, кто попал под «жесткую форму управления», считают, что для пользы дела нужно подчиняться любому руководителю.

Комментарий.

Жесткий российский менеджмент обусловлен и слабой дисциплиной работников, и с их низкой агентивностью (способностью к активной, ответственной, автономной, целенаправленной деятельности) и прочными традициями советской командно-административной системы.

Но все меняется – грамотное управление требует от руководителя умения использовать весь диапазон управления: от максимальной демократичности до жесткой непреклонной позиции в зависимости от ситуации, в которой оказались его подчиненные. Будьте гибкими руководителями – и станете эффективными!

 5. Хочу командовать парадом?

Доля опрошенных, которые выступают или выступали в роли лидера, снизилась с 2018 года ровно в два раза, до 15%

И число тех, кто не видит себя в роли лидера и не хотел бы им быть, за эти два года выросла также, практически, вдвое, достигнув 42%.

34% способны быть лидерами небольшой группы, хорошо знакомых, «своих» людей.  

Комментарий

Как только в экономике заканчиваются «славные прибыльные деньки» – сразу куда-то исчезают желающие взять на себя ответственность и лидерство. :)

Да, легко управлять и командовать, когда экономика идет в гору и показали растут органически. Но когда экономика падает, приходят трудные времена и от руководителя требуются уже не только красивые презентации и рапорты об успехах и достижениях, желающих взвалить на свои плечи такую ношу становится гораздо меньше.

На смену блестящим выступлениям о победах, приходит необходимость скрупулезной работы по выработке антикризисных мер, тонкой настройке системы мотивации, грамотном разрешении конфликтов и т.д.

В общем, требуется настоящий профессионализм и готовность брать на себя ответственность. А кому это надо? :)

 6. Главные /важнейшие качества идеального руководителя

Перечислим характерные положительные качества современных руководителей, которые отметили в ходе опроса:

  • грамотность, знание дела, компетентность - 6%,
  • внимание к людям и хорошее отношение к ним - 6%,
  • честность - 4%.
  • достижение целей, задач, целеустремленность – 3%
  • порядочность – 2%

Отрицательные:

  • алчность, думают о себе, своей выгоде - 16%.
  • безразличен к людям, далек от коллектива - 7%.
  • непорядочность, не соблюдает законы - 4%,
  • коррумпированность и некомпетентность - 4%.

Кстати, половина опрошенных (52%), вообще не смогла обозначить черты современного руководителя. Вероятно, испытывали трудности с формулировкой на приличном русском языке! :)

 А, вот, идеальный современный руководитель, по их мнению, должен быть таким:

  1. Честный и правдивый – 22%
  2. Грамотный, умный, компетентный - 19%
  3. Заботливый и думающий/беспокоящийся о сотрудниках - 15%
  4. Справедливый - 11%
  5. Целеустремленный, амбициозный, настойчивый - 7%.

 Комментарий

В трудностях с формулировками при описании качеств руководителя, (как, впрочем, и сотрудников), нет ничего необычного. Как только в организации появляется необходимость описать личностные, профессиональные или корпоративные компетенции, которыми должны обладать сотрудники, практически все скатываются в общие фразы, про «честность, грамотность и справедливость…», испытывая трудности в их конкретизации. Не говоря уже о поведенческих индикаторах, иллюстрирующих уровни владения ими. 

То, что в этом списке нет требовательности, ответственности, проактивности, прозрачности руководства и т.д., говорит о предпочтении подчиненных оказаться в максимально комфортных, щадящих условиях, в управленческой структуре «семейного» типа, где процесс зачастую важнее результата, а забота и опека преобладает над эффективностью.

Так что, если Вы – руководитель или планируете им стать, обратите внимание на то, что от Вас ожидают Ваши потенциальные подчиненные.

Здесь есть над чем подумать….

 А если Вы уже точно знаете, что необходимо Вашим подчиненным, коллегам и руководителям, чтобы более оперативно и легко восстановиться после «пандемического кризиса» - обращайтесь к нам!

Протестируем, адаптируем программы под Ваши потребности, обучим и натренируем оффлайн или онлайн в кратчайшие сроки!

С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач

 

бизнес, управление, менеджмент, лидерство, тренинг, наставничество