Развитие и обучение персонала в 2020 году
Традиционно, в начале года, когда руководители всех уровней задумываются о реализации задач и проектов на 2020 год, мы анализируем тренды и тенденции в области развития и обучения персонала, стараясь помочь Вам грамотно распорядиться важнейшим ресурсом бизнеса – человеческим разумом.
Практически все эксперты согласны с тем, что SPOD-мир сменился эпохой VUCA.
Был SPOD, а теперь - VUCA
«Всё меняется быстрее. Мир становится нестабильным быстрее,
чем большинство организаций – мобильными»
Гэри Хэмел
SPOD-мир (steady, predictable, ordinary, definite), царивший в экономике долгие годы, представлял собой устойчивую, предсказуемую, простую/понятную и определенную систему. То же самое, зачастую, происходило и в компаниях.
Стабильные планы, задачи, процессы, карьерные ступени, понятные шаги и правила работы. Организации постепенно подстраиваются под условия рынка, модернизируют производство и бизнес – процессы, так же постепенно и крайне периодически оценивают, обучают и развивают персонал. Все довольны!
Однако, современный мир – совсем другой. Он непредсказуем и изменчив. Проблемы становятся более сложными и многомерными, затрагивая практически всех: от собственников и топ – менеджмента до рядовых сотрудников, клиентов, поставщиков. Здесь мало «скорректировать скрипты» или поменять транспортную компанию, срывающую график поставки. Нужны немедленные глубинные преобразования.
Лучше всего изменения в мире описал полковник С. Гаррос, занимавшийся исследованием поведения в условиях меняющейся обстановки в бою. Он предложил концепцию VUCA. Это акроним английских слов:
- volatility (нестабильность),
- uncertainty (неопределенность),
- complexity (сложность)
- ambiguity (неоднозначность).
Ситуация меняется быстро и непредсказуемо, на основе имеющихся данных сложно предсказывать ее развитие и планировать действия. Огромное количество разрозненных фактов, причин и факторов делают простой выбор проблемным. Становится очень сложно ответить на вопросы «кто, что, когда и зачем».
Мир VUCA – это мир, в котором нам всем предстоит жить уже сегодня и в ближайшем будущем.
Готовы ли к этому мы и наши сотрудники?
«В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем. Большинство людей, испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым это может даже доставлять удовольствие. При этом они явно обладают каким-то преимуществом». Эти слова американского психолога и педагога Дж. Брунера, крупнейшего специалиста в области исследования когнитивных процессов, очень четко описывают разделение людей на две группы: убегающие от VUCA – реальности и адаптирующиеся к ней.
Те, кто справится с VUCA – миром, должны обладать:
- гибким умом;
- способностью к быстрому анализу;
- нестандартным мышлением;
- креативностью;
- высоким уровнем интеллекта;
- хорошей межличностной чувствительностью – легко находить общий язык с другими для переговоров и командного взаимодействия;
- умением с любопытством и интересом воспринимать все новое.
Это психически зрелые люди, которые охотно подбирают несколько вариантов решений к проблемным ситуациям, не паникуют при сложностях и верят в знания.
Практически все требуемые навыки, укладываются в форматы Межличностного (интерперсонального) и Логико-математического интеллектов (по Говарду Гарднеру).
Межличностный или интерперсональный интеллект
Мы – часть социума, и наш успех и существование напрямую зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя:
- умение строить взаимодействие с другими людьми;
- владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
- способность работать в команде, подчиняться и руководить;
- организаторские способности.
Логико-математический интеллект отвечает за способность:
- использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению:
- анализировать факты;
- отделять глубинные причины от «симптомов на поверхности» проблемы;
- Создавать и отслеживать причинно-следственные связи;
- Принимать решения на основе выработанных критериев.
Уровень развития интерперсонального и логико-математического интеллектов во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера и профессионализм.
Следуя этой логике, можно сформировать список навыков и компетенций,
которые позволят «прокачать» у сотрудников
Межличностный (интерперсональный) интеллект
Эмоциональный интеллект. Это фундамент развития у сотрудников всех уровней межличностного интеллекта.
- Управление переговорным процессом. Практическая реализация способностей к межличностным коммуникациям проявляется в ходе переговоров. Уметь проводить их грамотно, не затягивая и не переводя в плоскость спора, должен каждый сотрудник в организации.
- Разрешение конфликтов. Конфликт – крайняя степень напряженности в межличностных отношениях. Умение с честью выходить из области конфликта – признак высокого интерперсонального интеллекта.
Специализированные навыки этой группы для сотрудников отделов продаж и работы с клиентами
- Переговоры в агрессивной среде.Часто, неопределенность порождает страх и агрессию у договаривающихся сторон. Умение управлять эмоциями в ходе переговоров позволяет провести их с максимальной выгодой.
- Работа с возражениями. Неопределенность порождает у клиентов сомнения и возражения. Умение работать с возникающими возражениями – признак хорошо развитого межличностного интеллекта и источник дополнительной прибыли.
- Умение взаимодействовать со сложными клиентами.Сложный – значит требующий особого тонкого подхода. Работать с таким клиентом – все равно что идти по минному полю
Специализированные навыки этой группы для руководителей
- Управление проектами.
- Противодействие манипуляциям в переговорах
- Управление корпоративными конфликтами
- Работа в управленческой команде. Maritime Crew Resourse Management, Leadership & Teamwork.
Логико-математический интеллект
Требования к умению принимать сложные решения в условиях отсутствия полной информации и неопределенности будут только возрастать.
В 1990-е годы крупнейшая в мире телеком. компания AT&T запросила у консультантов McKenzie & Co обоснованное мнение об объеме рынка мобильных телефонов в ближайшие 15 лет. Прогноз McKenzie - 900 тыс. человек… Реальность - 109 миллионов! «Ошибочка» в 120 раз оказалась для AT&T судьбоносной, «приземлив» ее на рынке проводной связи.
Пол Натт, преподаватель школы бизнеса при Университете штата Огайо, анализировал решения, принимавшиеся менеджментом компаний. Результаты его ошеломили. Только 29 % руководителей рассматривали более одного варианта решения проблемы. Для сравнения, более 30 % подростков и то изучают больше двух альтернатив. Долгосрочные эффекты решений, в стиле «да или нет» оказались неудачными в 52 % случаев. А если рассматривались две или более альтернативы – только в 32%. Поэтому, компетенции в области:
- Навыков принятия Управленческих решений
- Комплексного решения проблем (Complex problem solving),
- Креативности в бизнесе
следует развивать практически у каждого сотрудника, в чьи обязанности входит необходимость думать и принимать решения.
Специализированные навыки этой группы для сотрудников отделов продаж и работы с клиентами
Большинство людей испытывают страх перед неизведанным, неясным, новым и стремятся уйти от таких ситуаций. В переходные периоды, когда возрастает неопределенность, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем. Снижается уровень доверия, падает скорость принятия решений, усиливается страх потери работы в результате возможных ошибок. Это приводит к отказу от активных и ответственных действий, снижению эффективности и производительности.
Такая ситуация пагубна для всех, но особенно - для продажников. Они способны пропустить благоприятные возможности, потерять своих и чужих Клиентов.
Обязательно «прокачайте» у них:
- Навык грамотного перехвата Клиентов
- Технологии возвращения ушедших Клиентов
- Способности к противостоянию рабочему стрессу
Специализированные навыки этой группы для руководителей
- Грамотное Лидерство. Искусство управлять активными, креативными и независимыми людьми»
- Навык качественной постановки задач и делегирования
- Навыки предоставления Обратной связи для наставничества, коучинга и менторинга.
- Навык нематериальной мотивации подчиненных
Для Руководителей отдела продаж.
- Управление сотрудниками в условиях кризиса продаж(активности конкурентов, снижения покупательской способности, развитие интернет - торговли)
Для всего Топ – менеджмента компании
- Дизайн - мышление
- Стратсессии в форме «КРЭШ – теста»
Это лишь часть ориентиров для выбора вектора развития своих сотрудников.
Сегодня мы даже ни разу не пошутили, потому, что тема развития персонала – очень серьезная. :)
Уважаемые руководители! Напоминаем, что все наши программы – модульные и работают по типу «Конструктора Навыков».
Мы всегда сможем проконсультировать и подобрать оптимальную форму и эффективный вариант сотрудничества для решения стоящих перед Вами задач.
Обращайтесь к нам, пока это не сделали Вашик онкуренты!
С уважением Ваш бизнес - консультант Игорь Ткач