ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Разрешение конфликта на работе – правильный алгоритм!

Разрешение конфликта на работе – правильный алгоритм!

Что делать, если Вы оказались участником конфликта с коллегой по работе?

Игнорировать несправедливые (а какие же еще :)) обвинения, наносить ответный удар, или забиваться в тихий уголок, надеясь, что все само образуется?

Лучше берите инициативу на себя и приступайте к конструктивному разрешению возникшего конфликта.

Даже, если придется пережить несколько неприятных минут, управлять конфликтной ситуацией интереснее и выгоднее, чем формировать в глазах коллег образ «агрессора» или «жертвы».

Воспользуйтесь правильным алгоритмом действий, каждый пункт которого проверен сотни раз в конфликтных ситуациях разного уровня и Вы придете к отличному результату с минимальными потерями

Итак, поехали!…

 1. Давайте остановимся! 

Основа основ любого урегулирования – добровольное прекращение конфликтного взаимодействия. Пока оппонент негодует, самое время оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для себя и своего оппонента. Важно понять, что защищать свои интересы лучше и легче в переговорах, а не конфликте. Помните, первым делает шаг к переговорам не тот, кто слабее, как это часто кажется со стороны, а тот, кто умнее. Поэтому, прекращаем кричать, фыркать и оправдываться и спокойно предлагаем все решить путем переговоров по существу.

 2. И не друг и не враг, а так…

Очень важно перестать видеть в оппоненте своего врага или противника. Представьте, что это просто человек, запутавшийся в своих взглядах на Вас, самого себя и сложившуюся ситуацию. Он и сам мечтает разобраться в ситуации, просто ему не хватает Вашего ума и хладнокровия. :)

Предложите объединить усилия, чтобы найти варианты действий, которые станут основой для выработанного решения данной ситуации. У Вас с коллегой много 

общих точек соприкосновения, поэтому, начните с обсуждения того, в чем Вы оба недовольны и, следовательно, уже согласны. Это не шутка – именно так действуют профессиональные переговорщики и конфликтологи спецслужб.

Не верите – захватите коллегу в заложники и сможете убедиться сами! :)

 3. Успокойся, я тебе говорю!

Мы понимаем, что он/а Вас бесит, но очень важно снизить интенсивность своих негативных эмоций, и постараться успокоить противоположную сторону. Воспользуйтесь своим эмоциональным интеллектом – ведь он развит у Вас сильнее, чем у «нервного» коллеги?

Подумайте о том, что оппонент, как и Вы, преследует свои интересы в конфликте. Это нормально, об этом и стоит вести переговоры. Просто Ваши эмоции в данный момент, будут мешать воспринимать слова и идеи друг друга и договариваться придется гораздо дольше и тяжелее. Поэтому, оцените и поддержите некоторые действия оппонента, его готовность идти на сближение позиций, критичное отношение к себе, уравновешенность (он ведь мог и клавиатурой в Вас запустить :))

 4. Я думаю, мы поступим так….

Пришло время выбрать оптимальную стратегию разрешения конфликта, соответствующую возникшей конкретной ситуации.

Самое время вспомнить свои навыки подготовки к переговорам и попробовать:

Отделить проблему конфликта от Вас, его участников

Понять, в чем главная причина конфликта, без учета Ваших с оппонентом личностных и психологических особенностей.

Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта – что могло бы стать мерилом «справедливого решения»? Регламенты, правила, позиция вышестоящих руководителей, этические нормы?

Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта. К чему еще более проблемному может привести нарастание конфликта? Помните, чем лучше прогноз развития ситуации, тем будут меньше потери обеих сторон в конфликте.

Разработайте программы минимум и максимум, которые Вы сможете реализовать в ходе обсуждения данной конфликтной ситуации.   

Желательно подготовить 3–4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта, так как настаивание на единственно «правильном» варианте практически всегда заводит обсуждение в тупик.

 5. Хотите поговорить об этом?

Пришло время организовать обсуждение возникшей проблемы, чтобы выяснить суть конфликта и начать поиск способов разрешения противоречий.         

Вам придется учитывать должностные статусы друг друга и пределы уступок, на которые Вы сможете пойти. Старайтесь диссоциироваться от эмоциональной стороны конфликта, не бойтесь оценивать сильные стороны и частичную правоту Вашего оппонента.  Помните, что и у Вас есть слабые стороны и, возможно Вы тоже в чем-то были неправы.

Важнейшая задача анализа в ходе обсуждения - выявить истинные интересы оппонента в этом конфликте. Чего он, в итоге хочет добиться? А если Вы поймете, что он боится потерять (какой личный ущерб его страшит), сможете быстрее найти варианты решения ситуации. В общем, все как на деловых переговорах, только побольше эмоций вокруг.

Ведите достаточно открытый разговор:

  • нам обоим невыгоден конфликт, работать и жить придется вместе, поэтому лучше помогать, а не вредить друг другу;
  • предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;
  • давай признаем свои ошибки, приведшие к конфликту, я готов это сделать
  • будьте готовы сделать уступки там, где для Вас это не очень важно, показав, готовность идти навстречу
  • высказывайте (но мягко), пожелание об уступках со стороны оппонента и обязательно аргументируйте свое предложение. Ссылайтесь при этом на рабочие процессы и взаимные обязательства, правила и регламенты.
  • Обсуждайте взаимные уступки, когда увидите совместную пользу или зависимость друг от друга в бизнес – процессах
  • если полностью или частично сразу разрешить конфликт не удается, не обостряйте, а предложите вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2–3 дня или привлеките третью сторону, значимую для Вас обоих.

 6. Всем спасибо, все свободны!

Разобравшись в конфликте, обязательно оцените свои действия и поведение других участников, тех, кто поддерживал Вас или оппонента. Решите, что было сделано правильно, а где Вы совершены ошибки, когда стали участником и попытались урегулировать конфликтную ситуацию.

Чего Вам не хватило, где Вы «буксовали», из- за чего (а не кого – это и так понятно J), конфликт вообще возник и так тяжело решался?

 Ответы на эти вопросы позволят Вам усилить свои навыки и возможности в искусстве разрешения конфликтов, сделав офисную жизнь без конфликтов… немного скучнее.

 Поэтому, конфликтуйте правильно – мы поможем!

С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач, предпочитающий не конфликтовать, а договариваться.

менеджмент, лидерство, маркетинг, мастер-класс, тренинг-практикум, бизнес, управление