ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Осторожно, двери закрываются!

Осторожно, двери закрываются!

как на практике использовать «doorway effect».

Практически каждый человек оказывался в ситуации, когда он забывал, что хотел только что сделать: 

  • Открывал на кухне холодильник и пытался вспомнить, что планировал из него достать;
  • Заходил на склад или в кладовую и оглядывая полки, размышлял – а зачем я сюда пришел;
  • Выйдя из кабинета начальника и закрыв за собой дверь, задумывался – о чем мы с ним только что говорили и какое поручение он мне дал?

И дело здесь не в косноязычии руководителя (хотя и такие встречаются J) или «дырявой» памяти. Виновник – «doorway effect», эффект «дверного проема», описанный Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) в 2011 году.

 

 В чем его суть?

Исследования показали, что мозг воспринимает обычный дверной проем как границу или барьер, разделяющий цепочку активности на «до» и «после» и дает сигнал к "перезагрузке" памяти.

Пересек дверной проем, закрыл двери – «событие окончилось», оперативная память очистилась от переставшей быть актуальной информации, и она отправилась в «архив». Теперь/так мозг готовится начать делать что-то другое.

 

 Еще один феномен

 Речь идет о Конкурировании информации. Новая, яркая, эмоционально окрашенная, значимая и внезапная мысль, идея или информация могут легко вытеснить предыдущую из нашей оперативной памяти.

Мозг одномоментно фиксирует происходящее вокруг нас, переключая внимание между различными уровнями восприятия, но в каждый отдельный момент сознательно удерживает фокус только на одном из них.

К примеру, Вы идете по офису (без всяких дверных проемов J), чтобы забрать у сотрудника некий документ и слышите, как коллега говорит об автомобильной пробке в городе.

«У меня же страховка на этой неделе заканчивается, - внезапно вспоминаете Вы, - надо переоформить…».  И Вы забываете, зачем и к кому только что шли.

Чем больше таких переключений происходит по пути, тем больше вероятность того, что, дойдя до коллеги, Вы забудете, что Вам было от него нужно. 

Если вообще, до него дойдете :)

 Если уж наш мозг так запрограмирован, почему бы это активно не использовать?

 

Практические рекомендации.

Способов борьбы с такого рода помехами много:

 

1. Тренировка памяти.

Начнем с банальностей – память надо тренировать. Приемам и способам ее развития посвящено огромное количество книг, статей и видео.

В контексте нашей темы, тренировки должны расширять именно объем кратковременной оперативной памяти.

Главное - не забудьте потренировать память, перед следующим дверным проемом. J

 

 2. Фиксация.

Если Вы – руководитель и проводите совещания, планерки, отдаете распоряжения своим подчиненным, обязательно фиксируйте итоги и поставленные задачи по простейшему алгоритму: Кто, Что, Каким образом, Где и к Какому сроку должен их выполнить. Убедитесь, что подчиненные также зафиксировали всю информацию, до того, как они пересекут дверной проем и за ними закроются двери, отрезая прошедший разговор от будущих действий.

Хорошим вариантом является фиксация информации в разделы «Задачи/Проекты» действующей в компании информационной системы.

Чем напряженней и «многозадачнее» работа подразделения, тем большее значение имеет форма сбора и хранения такого рода информации для руководителей и сотрудников.

 

3. Пролонгирование.

Если Вы занимаетесь продажами, то знаете, что довольно часто, посетители торгового зала или офиса продаж, уходя с намерением «еще подумать», обратно не возвращаются… Это особенно актуально для торговых центров с соседями – конкурентами, соблазнами в виде кафе и развлечений.

Здесь и проявляются, в полной мере, эффекты «дверного проема» и «конкурирования информации».

Не будем сейчас говорить о качестве работы многих продавцов – консультантов с посетителями (чтобы не заплакать J), ограничимся правилом: не сумели продать  – обязательно «пролонгируйте» активное воспоминание о Вашем товаре или магазине/компании.   

Как это сделать?

  • Классический вариант - дать что-то в руку посетителя (буклет, визитка, образец продукции). Это станет «якорем», удерживающим «след» от посещения вашего магазина. Обязательно попросите посетителя записать что-нибудь важное на этой бумажке (в крайнем случае – напишите сами).  и предложите поместить это в его бумажник
  • Предложите потенциальному клиенту сфотографировать понравившийся ему товар (Да, именно так!)  и подскажите, что теперь ему будет проще и удобнее подбирать к нему комбинации по цвету, стилю, форме или  размеру. Пусть Клиент ходит по магазинам торгового центра, примеряя все остальное к ВАШЕМУ товару.

 Более подробно все эти и подобные им приемы мы разбираем на тренинге «Продажи в торговом зале», где учим продавцов превращать посетителей в активных и лояльных покупателей. 

 Если вы – сотрудник, получающий задание от руководителя – не стесняйтесь сразу фиксировать детали и заносите дату реализации в свой основной календарь, которым активно пользуетесь. А главное - увязывайте конкретные действия по этому заданию с теми, к которым точно приступите, сразу после выхода из кабинета. Например, «по пути в курилку/туалет, зайти» в юр. отдел за документом к заданию». Сформированная таким образом идея - «в туалет – после справки в юр.отделе» - позволит легко удержать ее в памяти

 

4. Фокусировка.

Удерживать Фокус внимания на том, что ты делаешь, довольно тяжело. Но именно это повышает уровень осознанности своей жизни и эффективность в работе.

На эту тему есть известная притча о мудром советнике падишаха, которого по навету завистников подвергли испытанию: приказали пронести поднос, до краев наполненный жидким маслом, не пролив ни капли, по извилистой и многоуровневой городской стене.

Этакая средневековая диагностика способности к точному выполнению ответственных поручений и оценки уровня концентрации. J

Как водится, с самого начала состязания, враги советника устроили ему дополнительный «стресс – тест»: смешили, кричали, всячески пытаясь помешать и заставить пролить масло с подноса. Но советник упорно шел к цели, полностью сосредоточившись на задании. Когда испытание успешно завершилось, падишах спросил, как же ему удалось это выдержать? На что советник с удивлением воскликнул: «О, мой повелитель! Ты шутишь? Я не видел никаких людей и не слышал криков – я просто нес поднос с маслом».

Так сосредоточенный советник сохранил свою должность и голову.

А мы, следуя его примеру, можем сохранять в памяти необходимую информацию, не смотря на постоянные сигналы любимого смартфона и отвлекающие факторы в офисе,  В общем, как гласит буддийская мудрость: «Тот, кто научился управлять своим разумом, обретает власть над всей Природой».

 

5. Стресс или конфликт.

Эффект «дверного проема» может сыграть и положительную роль. Если Вы испытали стресс или попали в конфликтную ситуацию – постарайтесь хоть на минутку покинуть «место происшествия». Только не хлопайте дверью, показывая степень своего негодования! Лучше воспользоваться проемом с дверью, чтобы максимально переключиться с мысленного эмоционального «пережевывания» конфликтной ситуации на что-то гораздо более позитивное.

 Как это сделать?

  1. Решили, что «с Вас хватит» – сделайте выдох, задержите дыхание и идите к выходу на его задержке. Тем самым, Вы переключаете внимание организма на «новую угрозу».
  2. Спросите себя:
  • Что бы Вы хотели сейчас чувствовать, чтобы быть довольным собой и счастливым?
  • Вы, когда – нибудь ранее, уже бывали в таком состоянии?
  • Какой образ поможет быстро вспомнить это состояние и запустить его?
  1. Проходя через дверной проем, сделайте спокойный, долгожданный вдох и запустите с помощью выбранного образа желательное для Вас состояние

Сложновато? Только на первый взгляд. На тренировке «Эмоционального интеллекта» и «Антистресса» мы разбираем эти приемы более подробно, превращая их в полезный устойчивый навык.



6. Цепочка воспоминаний

 Если дверные проемы, яркие отвлечения и собственная «девичья» память, все –таки сыграли с вами злую шутку и Вы напрочь забыли то, что только что было для Вас важным, не спешите вернуться на тоже место/в туже среду/обстановку – это практически не помогает. Как и судорожное напряжение мозга, кстати.

Лучше мысленно пробежаться по обратной цепочке, последовательно вспоминая все, что предшествовало забыванию.  Не успевшие угаснуть следы нейронной активности быстро вернут «выпавшие» из оперативной памяти «файлы». Такое регрессивное вспоминание очень полезно для будущего Вашего мозга и памяти. Только не напрягайтесь, восстанавливайте события в расслабленном состоянии.

Кстати, таким же образом, предлагая человеку описать события в обратном порядке, но уже вслух, специалисты вычисляют ложь в показаниях проверяемого собеседника. 

 Кстати, а Вы сейчас сумеете мысленно воспроизвести этот текст, пробегая пункты и разделы в обратном порядке?

 Попробуйте! Это станет отличным способом укрепить свою память!

Только помните - сделать это необходимо до прохода через ближайший дверной проем…:)

лидерство, коучинг, менеджмент, тренинг, супервайзер, управление