О чем «скрипит пружинный матрас» голове у руководителя?
Этот материал я решил посвятить ключевой группе навыков, которые будут очень востребованы у специалистов и руководителей практически всех компаний уже в этом году. Более того, их актуальность будет резко и постоянно возрастать, требуя от каждого работающего профессионала их активного развития.
Что это за навыки и причем здесь «пружинный» матрас?
Это «три кита» будущего успеха Вас и Вашей компании:
- DECISION MAKING - Навык Принятия решений, в том числе управленческих;
- CREATIVITY - Навык Креативности;
- COMPLEX PROBLEM SOLVING - Навык Комплексного Решения проблем;
А где матрас? :)
Немного терпения….
Как они связаны между собой и Вашим успехом в работе и жизни?
1. Навык принятия профессиональных и управленческих решений требуется для повышения эффективности в повседневной работе. Он используется в рамках функциональных обязанностей, то есть в области известного набора данных. Когда стоит трудная или не очень, профессиональная задача и необходимо сделать выбор из имеющихся альтернатив. Например, кого из сотрудников повысить в должности, где закупить сырье или какой вариант доставки товара Клиенту выбрать с учетом ценности и хрупкости груза. Постоянный выбор из стандартных вариантов, часто приводит к неэффективным решениям, когда условия меняются. Все потому, что специалист не может выйти за рамки стереотипа, подобрать и оценить другие варианты. Ему становится проще выбрать слабый, но привычный или вообще уклониться от принятия самостоятельного решения.
Признаки необходимости развития:
- Промедление или затягивание принятия решений в обычных рабочих ситуациях
- Уклонение от принятия решений, перекладывание на коллег или руководителя
- Повторение негативных последствий от решений в том же виде (сотрудник наступает на одни и те же «грабли»)
- Принятие первых попавшихся вариантов без оценки их экономических, технологических и организационно – управленческих последствий
Все это серьезно ограничивает креативность, снижает проактивность руководителя, готовность брать на себя ответственность и приводит к более серьезным проблемам в будущем.
2. Навык комплексного решения проблем (КРП) характеризуется, в первую очередь, не принятием оригинального решения, а поиском настоящей проблемы! Способность найти проблему, определить ее источник, который всегда не виден, и есть основа навыка КРП. Эти проблемы всегда лежат за пределами привычных систем и требуют создания нового на основе неопределенности.
И вот тут появляется наш «пружинный матрас» - именно с ним специалисты сравнивают ситуацию неопределенности: «в сложной системе все зависимости переплетены по типу пружинного матраса: если потянуть в одном месте, в движение приводится практически все, если надавить в другой точке, произойдет то же самое…». И все это усиливается глобальной неопределенностью - невозможно оценить вероятность потенциальных результатов:
- нет точной информации,
- ситуация меняется очень быстро,
- привычные индикаторы дают отрывочную информацию или отсутствуют
- алгоритмов и инструментов для реализации нет или они уже устарели.
Матрас хаотично движется, и скрипит, как и мозг руководителя….
Привычный навык принятия решений здесь уже не срабатывает.
Наоборот, - работает во вред и этому руководителю, и его отделу, и всей компании.
Признаки необходимости развития:
- Вы входите в зону неопределенности за рамки своего привычного функционала
- в будущем проекте задействуется много сложных систем – отношений, дефицита ресурсов, противоречий в бизнес - процессах, сложно просчитываемых рисков, групп по интересам
- в поле зрения и окружении разработчиков и исполнителей отсутствует опыт аналогичных решений на рынке, в том числе и у конкурентов
то есть, практически всегда, когда речь идет об инновации и масштабных изменениях ключевых процессов в компании.
3. Навык креативности – своего рода «прокачка» мозга для выработки нестандартного взгляда на привычные процессы и задачи, развитие способности видеть и наблюдать новые взаимосвязи и ассоциации для поиска оригинальных идей и генерации вариантов их реализации.
Признаки необходимости развития:
- Саботаж, пассивность, уклонение от выработки идей и решений: «не знаю, … а как еще, …. не могу придумать…, мы всегда так делали….»
- Предложение стандартных вариантов с запросом дополнительных ресурсов – больше людей, денег и т.д.
- В ходе обсуждения, предложения звучат сразу же, как только озвучена проблема – без уточняющих вопросов и оценки причинно – следственных связей
- В ходе «мозговых штурмов» чужие идеи критикуются, высмеиваются и отклоняются еще на этапе их предварительного озвучивания
- Принятие специалистами первых попавшихся решений как оригинальных и достойных к реализации
- Предложение сделать, как у конкурентов, слепое копирование их шагов
- Мечты о «сказочных ресурсах», вместо генерации идей: «вот если бы у нас были….»
Эффективное применение навыка комплексного решения проблем обеспечивается хорошо развитым навыком креативности. А реализация идей, выработанная в ходе этой работы, оформляется в производственные задачи и успешно реализуется с помощью навыка принятия решений.
Отсутствие любого из них в арсенале современного специалиста и руководителя резко ухудшает или вообще делает невозможным качественный результат.
- Без КРП невозможно рассмотреть все проблемы в условиях «многослойной» неопределенности и решение наверняка будет неэффективным.
- Без креативного подхода любое решение будет ограниченным в своих возможностях, затратным по ресурсам и заведомо проигрышным в конкурентной борьбе.
- Без отработанного навыка принятия решений даже самое инновационная и прорывная идея будет «похоронена» в ходе реализации.
В каком порядке их развивать, когда и как применять, чтобы получить максимальную эффективность?
Все три навыка уже сейчас следует нарабатывать и активно применять во всех сферах своей профессиональной, управленческой деятельности и в личной жизни. Ведь их уже давно развивают у своих сотрудников и руководителей компании, формирующие рынок труда и запросы на актуальные компетенции и на профессионалов - лидеров в отрасли.
Американский физик, автор «теории струн», преподаватель с мировым именем, профессор Митио Каку, которого The New York Times назвала одним из самых умных людей Нью-Йорка, отвечая на вопрос, что необходимо для того, чтобы стать успешным человеком в будущем, сказал:
- Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Не зря Тони Блэр любит говорить, что Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт. … Чем бы человек не занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция»
Да, мы буквально физически представляем, как гл. бухгалтер или технолог, специалист по качеству, эмоционально восклицает:
- Какая креативность, какой матрас и неопределенность? У меня все должно быть четко, по системе, правилам и под контролем. Мне тут только хаоса и самодеятельности не хватает!
Отвечаем. Креативность, готовность и способность к комплексному решению проблем - это не противоположность системному менеджменту, а вывод его на новый уровень продуктивности!
Здесь, как и в изучении иностранных языков, современные методы делают процесс постижения языка, более быстрым, легким, интересным и эффективным!
Любой специалист может применить навыки КРП, креативности и принятия решений для:
- улучшения организации своей работы и отдыха,
- улучшения взаимодействия внутри отделов, служб,
- отношений с внешними и внутренними клиентами, контрагентами,
- Хобби, увлечения,
- решения жизненных и профессиональных ситуаций.
Подадите пример своим детям – без креатива и умения принимать решения в условиях будущей неопределенности им точно не добиться успеха в будущем компелксно действовать
Так в каком порядке развивать эти навыки?
1. Еще раз перечитайте признаки необходимости развития.
2. Задумайтесь, что для Вашей компании в этом году будет более актуально развивать, исходя из стоящих перед отделами задач и растущих требований рынка? Как меняются запросы Клиентов и производства, что важно улучшить в действующих бизнес – процессах, внутри структуры компании и какие инновации необходимы для повышения конкурентоспособности?
3. Что из этого, в Вашей компании, обычно, болезненно и долго реализуется?
Не будете тренировать и на практике реализовывать – Вас креативненько и с улыбкой обойдут конкуренты, как Uber, Tesla Motors, Pixar, Space X Groupon, Airbnb, Pay Pal, Google и прочие инноваторы уже сделали это на традиционных рынках.
P.S. Можете даже не спрашивать, есть ли у нас в ВШП данные тренинги и тренируем ли мы эти навыки у своих Клиентов
Просто перейдите по этим ссылкам и выберите подходящую программу.
- DECISION MAKING - Навык Принятия решений, в том числе управленческих;
- CREATIVITY - Навык Креативности;
- COMPLEX PROBLEM SOLVING - Навык Комплексного Решения проблем;
С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач