ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Нет, нет и нет. Как отказывать важным людям

Нет, нет и нет. Как отказывать важным людям

Это только в кинофильмах, типа, «Всегда говори «Да», тотальное согласие с любой просьбой или предложением окружающих, открывает главному герою безграничные возможности в жизни.

В реальности, неспособность сказать четкое и определенное «НЕТ», создает огромное количество проблем: перегруженный рабочий график, нехватку времени на действительно важные дела, срыв сроков, стресс, внутренние конфликты и злость на самого себя.

 

Безусловно, если Вы видите в просьбе или предложении новые возможности и шансы, если неожиданная задача совпадает с приоритетами, развивает Вас и выводит на новый уровень профессионализма, карьерного или личностного роста – СОГЛАШАЙТЕСЬ.  Мы только – ЗА!

 

Но если Вы чувствуете, что следует отказать, и хотите это сделать максимально эффективно, предлагаем Вам

 

9 способов грамотного и корректного отказа

 родным, коллегам, руководителям и другим важным и значимым для вас людям

 

С их помощью, Ваш отказ будет выглядеть корректным и практически всегда позволит сохранить хорошие отношения. А это очень важно, согласны?

Вот видите, опять согласились…  

А могли бы изящно отказаться и сказать – «НЕТ»! :)

 

Выбирая способ отказа, учитывайте контекст ситуации – кто просит, что просит и на каких условиях …

 

1. Отказ с позиции ассертивности

Технически, это самый простой вариант. Просто скажите – «Нет!». По правилам ассертивности (от англ. глагола “to assert” – настаивать на своём, утверждать, отстаивать свои права) Вы имеете право не оправдываться и не объяснять своё поведение и его причины людям, с которыми не состоите в договорных отношениях. «Договорные отношения» означают любой вид соглашения об обязательствах. К примеру, кто-то просит Вас его подвезти. Если ранее, с данным человеком Вы об этом не договаривались, достаточно просто сказать - «Нет», не пускаясь в дополнительные объяснения («Вам не по дороге», «некогда» или «планируете подвозить других людей» т.д.).    

 

2. Отказ с фиксацией времени выполнения или отсрочки

Вы занимаетесь важным делом ( а иначе и не может быть :)), когда к Вам подходят с просьбой. Оцените необходимое для выполнение текущей задачи время и предложите подойти к Вам, когда Вы будете свободны и готовы рассмотреть его просьбу.  Не выполнить, а именно рассмотреть и оценить возможность ее выполнения:

  • "Я позвоню вам в конце недели, и мы обсудим – смогу ли я за то взяться и когда";
  • "Я дам вам знать к середине дня – готов ли я это сделать";
  • "Можно, я перезвоню вам через двадцать минут, чтобы обсудить что Вам необходимо? ".

Как правило, к этому времени необходимость в выполнении задачи, именно Вами, уже отпадает. А если нет – Вы сможете взяться за нее или спокойно отказаться.

3. Отказ с компенсацией

В этом варианте Вы не удовлетворяете конкретную просьбу, а быстро предлагаете альтернативные варианты достижения цели. Способ очень хорош, если Вы предполагаете, что за конкретной просьбой стоят какие-то скрытые от Вас цели.

Например, к Вам на улице подходит женщина с просьбой помочь ей деньгами на билет, чтобы доехать на автобусе в другой город. Причем, это происходит очень далеко от автовокзала, что уже кажется нелогичным и настораживает (хочешь уехать – иди на автовокзал и там решай этот вопрос). Не будем подозревать ее в обмане (хотя это классический обман – никуда она на самом деле не едет, ей просто нужно выпросить у Вас деньги). Мысленно поставим себя на место человека, оказавшегося в подобной ситуации и включив «креативное» мышление предложим ей несколько разумных способов решения проблемы.

Предлагаем ей немедленно приступить к их реализации – «автовокзал в той стороне, Вы еще можете успеть» – и наблюдаем за ее реакцией. :)

Обычно это – досада и растерянность, подтверждающая нашу правоту относительно истинной цели – выманивания денег.

Также и с коллегами – предложите разумные альтернативы чужой просьбе и следите за реакцией.

Кстати, быстрый поиск нестандартных решений здорово тренирует мозг, так что Вы извлечете для себя и дополнительную пользу.

 

4. Отказ с предложением отмены или переноса какого-то Вашего дела

Наши с Вами ресурсы, особенно - временнЫе, практически всегда, ограничены. Поэтому, в определенный промежуток/период времени, можете сделать лишь несколько дел. Предложите, просящему о помощи коллеге/руководителю, взамен этому заданию, избавить Вас от другого – отменить, упростить или перенести.

 - Сегодня я планирую сделать…… Какое из этих дел, Вы можете перенести, сократить или убрать, чтобы у меня высвободилось время для новой задачи?

Пусть оценивают приоритетность, отменяют или договариваются с заказчиком вместо Вас о переносе. И после этого, возможно, Вы согласитесь это сделать.

 

5. Отказ с предложением равнозначного обмена

Этот способ логически вытекает из предыдущего, только вместо отмены или переноса, Вы предлагаете просящему выполнить за Вас какую-нибудь равноценную задачу. Не секрет, что разным людям нравятся различные типы и виды работ. Одни любят точные расчеты и сложные таблицы, другие предпочитают переговоры или компьютерное творчество. Наверняка, Вас просят о помощи в том, что не умеют или не любят делать – предложите в обмен то, что плохо умеете или не любите делать Вы.

А если хотите, чтобы от Вас отстали наверняка – предложите на обмен работу, которую просящий точно не умеет или ненавидит делать. :)

 

6. Отказ с неравнозначным обменом

В искусстве ведения переговоров, этот способ известен, как «японское согласие». Вы отказываете, соглашаясь. Но, соглашаетесь в обмен на практически невыполнимое встречное обязательство. В «классическом» варианте, это звучит/выглядит примерно так:

 – Да, я сделаю, о чем вы просите, но при одном условии – если Вы отдадите своего ребенка в рабство на неделю…  :)

Полагаем, Вы всегда сможете найти в своих делах и желаниях что-то невыполнимое. Озвучьте это и от Вас наверняка отстанут.

 

7. Отказ с предложением обучения

Великолепный способ, помогающий четко отделить лентяев, старающихся спихнуть работу на других, от нормальных людей.

 - Сделай пожалуйста, а то у меня не получается (не умею, делаю медленно).

 - Давай я тебя научу (подскажу) как это сделать быстро/правильно….

И Вы просите обратившегося начать выполнять задачу, оставив себе исключительно инструктаж. Категорически избегайте соблазна помочь действием – пусть он все делает сам – Вы только направляете и подсказываете!

 

8. Отказ «Почемучки».

Почему ты пришел и просишь именно меня? Почему это вообще надо делать? Почему это надо делать именно сейчас? А почему ты не можешь перенести или отказаться? А чем ты займешься вместо этого дела? А как именно это надо делать? А где взять….?  А у кого узнать о …..? А если его не будет? А что именно надо будет сделать? В каком порядке? Почему именно так?

Показывая всем своим видом заинтересованность и желание сделать работу максимально хорошо, Вы затягиваете процесс и плавно подводите просящего к двум мыслям:

  • Проще сделать самому, чем объяснять другому
  • Хочешь, чтобы было сделано хорошо – сделай сам.

 

9. Половинный отказ.

Вы всегда  можете принять на себя лишь часть обязательств. Узнайте суть просьбы и максимально точно определите, что Вы готовы сделать, а что делать не будете:

  • "Я готов помочь вам перенести столы в кабинет, но разбирать и собирать их не буду";
  • "Я могу отвезти готовые документы в …., если к 9.30 они будут лежать у меня на столе. Искать, комплектовать и напоминать я не буду. Договорились?"

Условия, которые Вы предлагаете должны быть конкретными, понятными и комфортными для Вас. 

 

 В качестве бонуса, предлагаем обратить внимание на шутливые

 

Деструктивные приемы отказа:

 

  • Опережающая просьба. Увидев, как к Вам подходит коллега, опередите его и сами попросите об одолжении, еще до того, как он откроет рот. Скоро к Вам вообще перестанут подходить и Вы спокойно будете заниматься своими делами :)
  • Сделайте плохо! С радостью беритесь за все дополнительные задачи и делайте их максимально быстро и очень плохо. Гарантируем, что от Вас мгновенно отстанут :)
  • Изображение жертвы. Можете добавить драматизма и «изображая жертву», начать жаловаться на жизнь: занятость, отсутствие времени, денег, настоящих друзей и личной жизни

 

Независимо от выбранной формы отказа, не забывайте проявлять сочувствие. Если знакомый, партнер или коллега начнут рассказывать вам о своих трудностях, то, отнеситесь с пониманием к его ситуации, но не переходите «границу обещания»:

  • Это действительно серьезная проблема, я понимаю
  • Мне жаль, что у вас такие трудные обстоятельства. Надеюсь, все разрешится
  • Да, ситуация сложная, но я уверен, что Вы сможете найти достойный выход

 

Посочувствовали и перешли к одной из форм отказа. Если же Вас, в результате, обвинят в неблагодарности («я столько раз тебя выручал и много чего для тебя сделал») – уточните две вещи:

  • Была ли договоренность об ответной взаимопомощи?
  • Во-сколько эта «выручка» оценивается Вашим партнером?

Компенсируйте ее и в будущем, наверное, прекратите контактировать с таким человеком.

А еще лучше – когда Вам делают подобные добровольные «одолжения» сразу уточнять: это подарок, двусторонняя сделка или «взятка» на будущее?

Тем самым, Вы избавитесь и от подобных неприятных ситуаций, и от чувства вины, когда будете вынуждены отказать.  

 Помните! Проблема не в отказах, а в ответственности за свой выбор!

С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач, не отказывающий хорошим клиентам

 

 

 

 

лидерство, менеджмент, мастер-класс, тренинг, супервайзер