Нет, нет и нет. Как отказывать важным людям
Это только в кинофильмах, типа, «Всегда говори «Да», тотальное согласие с любой просьбой или предложением окружающих, открывает главному герою безграничные возможности в жизни.
В реальности, неспособность сказать четкое и определенное «НЕТ», создает огромное количество проблем: перегруженный рабочий график, нехватку времени на действительно важные дела, срыв сроков, стресс, внутренние конфликты и злость на самого себя.
Безусловно, если Вы видите в просьбе или предложении новые возможности и шансы, если неожиданная задача совпадает с приоритетами, развивает Вас и выводит на новый уровень профессионализма, карьерного или личностного роста – СОГЛАШАЙТЕСЬ. Мы только – ЗА!
Но если Вы чувствуете, что следует отказать, и хотите это сделать максимально эффективно, предлагаем Вам
9 способов грамотного и корректного отказа
родным, коллегам, руководителям и другим важным и значимым для вас людям
С их помощью, Ваш отказ будет выглядеть корректным и практически всегда позволит сохранить хорошие отношения. А это очень важно, согласны?
Вот видите, опять согласились…
А могли бы изящно отказаться и сказать – «НЕТ»! :)
Выбирая способ отказа, учитывайте контекст ситуации – кто просит, что просит и на каких условиях …
1. Отказ с позиции ассертивности
Технически, это самый простой вариант. Просто скажите – «Нет!». По правилам ассертивности (от англ. глагола “to assert” – настаивать на своём, утверждать, отстаивать свои права) Вы имеете право не оправдываться и не объяснять своё поведение и его причины людям, с которыми не состоите в договорных отношениях. «Договорные отношения» означают любой вид соглашения об обязательствах. К примеру, кто-то просит Вас его подвезти. Если ранее, с данным человеком Вы об этом не договаривались, достаточно просто сказать - «Нет», не пускаясь в дополнительные объяснения («Вам не по дороге», «некогда» или «планируете подвозить других людей» т.д.).
2. Отказ с фиксацией времени выполнения или отсрочки
Вы занимаетесь важным делом ( а иначе и не может быть :)), когда к Вам подходят с просьбой. Оцените необходимое для выполнение текущей задачи время и предложите подойти к Вам, когда Вы будете свободны и готовы рассмотреть его просьбу. Не выполнить, а именно рассмотреть и оценить возможность ее выполнения:
- "Я позвоню вам в конце недели, и мы обсудим – смогу ли я за то взяться и когда";
- "Я дам вам знать к середине дня – готов ли я это сделать";
- "Можно, я перезвоню вам через двадцать минут, чтобы обсудить что Вам необходимо? ".
Как правило, к этому времени необходимость в выполнении задачи, именно Вами, уже отпадает. А если нет – Вы сможете взяться за нее или спокойно отказаться.
3. Отказ с компенсацией
В этом варианте Вы не удовлетворяете конкретную просьбу, а быстро предлагаете альтернативные варианты достижения цели. Способ очень хорош, если Вы предполагаете, что за конкретной просьбой стоят какие-то скрытые от Вас цели.
Например, к Вам на улице подходит женщина с просьбой помочь ей деньгами на билет, чтобы доехать на автобусе в другой город. Причем, это происходит очень далеко от автовокзала, что уже кажется нелогичным и настораживает (хочешь уехать – иди на автовокзал и там решай этот вопрос). Не будем подозревать ее в обмане (хотя это классический обман – никуда она на самом деле не едет, ей просто нужно выпросить у Вас деньги). Мысленно поставим себя на место человека, оказавшегося в подобной ситуации и включив «креативное» мышление предложим ей несколько разумных способов решения проблемы.
Предлагаем ей немедленно приступить к их реализации – «автовокзал в той стороне, Вы еще можете успеть» – и наблюдаем за ее реакцией. :)
Обычно это – досада и растерянность, подтверждающая нашу правоту относительно истинной цели – выманивания денег.
Также и с коллегами – предложите разумные альтернативы чужой просьбе и следите за реакцией.
Кстати, быстрый поиск нестандартных решений здорово тренирует мозг, так что Вы извлечете для себя и дополнительную пользу.
4. Отказ с предложением отмены или переноса какого-то Вашего дела
Наши с Вами ресурсы, особенно - временнЫе, практически всегда, ограничены. Поэтому, в определенный промежуток/период времени, можете сделать лишь несколько дел. Предложите, просящему о помощи коллеге/руководителю, взамен этому заданию, избавить Вас от другого – отменить, упростить или перенести.
- Сегодня я планирую сделать…… Какое из этих дел, Вы можете перенести, сократить или убрать, чтобы у меня высвободилось время для новой задачи?
Пусть оценивают приоритетность, отменяют или договариваются с заказчиком вместо Вас о переносе. И после этого, возможно, Вы согласитесь это сделать.
5. Отказ с предложением равнозначного обмена
Этот способ логически вытекает из предыдущего, только вместо отмены или переноса, Вы предлагаете просящему выполнить за Вас какую-нибудь равноценную задачу. Не секрет, что разным людям нравятся различные типы и виды работ. Одни любят точные расчеты и сложные таблицы, другие предпочитают переговоры или компьютерное творчество. Наверняка, Вас просят о помощи в том, что не умеют или не любят делать – предложите в обмен то, что плохо умеете или не любите делать Вы.
А если хотите, чтобы от Вас отстали наверняка – предложите на обмен работу, которую просящий точно не умеет или ненавидит делать. :)
6. Отказ с неравнозначным обменом
В искусстве ведения переговоров, этот способ известен, как «японское согласие». Вы отказываете, соглашаясь. Но, соглашаетесь в обмен на практически невыполнимое встречное обязательство. В «классическом» варианте, это звучит/выглядит примерно так:
– Да, я сделаю, о чем вы просите, но при одном условии – если Вы отдадите своего ребенка в рабство на неделю… :)
Полагаем, Вы всегда сможете найти в своих делах и желаниях что-то невыполнимое. Озвучьте это и от Вас наверняка отстанут.
7. Отказ с предложением обучения
Великолепный способ, помогающий четко отделить лентяев, старающихся спихнуть работу на других, от нормальных людей.
- Сделай пожалуйста, а то у меня не получается (не умею, делаю медленно).
- Давай я тебя научу (подскажу) как это сделать быстро/правильно….
И Вы просите обратившегося начать выполнять задачу, оставив себе исключительно инструктаж. Категорически избегайте соблазна помочь действием – пусть он все делает сам – Вы только направляете и подсказываете!
8. Отказ «Почемучки».
Почему ты пришел и просишь именно меня? Почему это вообще надо делать? Почему это надо делать именно сейчас? А почему ты не можешь перенести или отказаться? А чем ты займешься вместо этого дела? А как именно это надо делать? А где взять….? А у кого узнать о …..? А если его не будет? А что именно надо будет сделать? В каком порядке? Почему именно так?
Показывая всем своим видом заинтересованность и желание сделать работу максимально хорошо, Вы затягиваете процесс и плавно подводите просящего к двум мыслям:
- Проще сделать самому, чем объяснять другому
- Хочешь, чтобы было сделано хорошо – сделай сам.
9. Половинный отказ.
Вы всегда можете принять на себя лишь часть обязательств. Узнайте суть просьбы и максимально точно определите, что Вы готовы сделать, а что делать не будете:
- "Я готов помочь вам перенести столы в кабинет, но разбирать и собирать их не буду";
- "Я могу отвезти готовые документы в …., если к 9.30 они будут лежать у меня на столе. Искать, комплектовать и напоминать я не буду. Договорились?"
Условия, которые Вы предлагаете должны быть конкретными, понятными и комфортными для Вас.
В качестве бонуса, предлагаем обратить внимание на шутливые
Деструктивные приемы отказа:
- Опережающая просьба. Увидев, как к Вам подходит коллега, опередите его и сами попросите об одолжении, еще до того, как он откроет рот. Скоро к Вам вообще перестанут подходить и Вы спокойно будете заниматься своими делами :)
- Сделайте плохо! С радостью беритесь за все дополнительные задачи и делайте их максимально быстро и очень плохо. Гарантируем, что от Вас мгновенно отстанут :)
- Изображение жертвы. Можете добавить драматизма и «изображая жертву», начать жаловаться на жизнь: занятость, отсутствие времени, денег, настоящих друзей и личной жизни
Независимо от выбранной формы отказа, не забывайте проявлять сочувствие. Если знакомый, партнер или коллега начнут рассказывать вам о своих трудностях, то, отнеситесь с пониманием к его ситуации, но не переходите «границу обещания»:
- Это действительно серьезная проблема, я понимаю
- Мне жаль, что у вас такие трудные обстоятельства. Надеюсь, все разрешится
- Да, ситуация сложная, но я уверен, что Вы сможете найти достойный выход
Посочувствовали и перешли к одной из форм отказа. Если же Вас, в результате, обвинят в неблагодарности («я столько раз тебя выручал и много чего для тебя сделал») – уточните две вещи:
- Была ли договоренность об ответной взаимопомощи?
- Во-сколько эта «выручка» оценивается Вашим партнером?
Компенсируйте ее и в будущем, наверное, прекратите контактировать с таким человеком.
А еще лучше – когда Вам делают подобные добровольные «одолжения» сразу уточнять: это подарок, двусторонняя сделка или «взятка» на будущее?
Тем самым, Вы избавитесь и от подобных неприятных ситуаций, и от чувства вины, когда будете вынуждены отказать.
Помните! Проблема не в отказах, а в ответственности за свой выбор!
С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач, не отказывающий хорошим клиентам