"Мотивашка" или навыки?
Креативная вечеринка против инструкции по эксплуатации.
Сегодня хотелось бы обсудить важную тему – выбор метода обучения для сотрудников компании. Время от времени, я встречаю в своей практике следующие запросы на обучение:
- «Сотрудники что-то загрустили – надо их взбодрить…»
- «А есть у Вас что-то новенькое о продажах?..»
- «Они уже опытные менеджеры, но без инициативы - им чего – то не хватает…»
Формулировки могут быть разными, но суть одна – неопределенность запроса и сомнения в выборе формы обучения руководителей, менеджеров или специалистов .
Знания в бизнесе – такой же инструмент достижения целей, как время, деньги или клиентская база. И форма их получения зависит /определяется от ответов на несколько ключевых вопросов.
Предлагаем простой и понятный алгоритм определения формата обучения.
Вопрос 1. Знают ли сотрудники - ЧТО и для чего им надо делать?
Это уровень Знаний.
Нужны Знания – ознакомьте с описанием бизнес – процессов, должностных инструкций и чек – листов, дайте прочитать Книги Продаж и мануалы, свежие книги из корпоративной библиотеки. Предложите посмотреть учебное видео. Отправьте на лекцию, семинар или консультацию с более опытным человеком – бизнес - тренером, наставником – профессионалом, где им дадут систему знаний.
Результат – четкое понимание, из чего конкретно должна состоять и в какой последовательности должна осуществляться повседневная деятельность специалиста по решению поставленных перед ним целей и задач.
Вопрос 2. Знают ли сотрудники - КАК им это сделать?
Это уровень Умений и Навыков.
Нужен рост практических Умений и Навыков – заказывайте и проводите практические тренинги, мастер-классы, совместные решения «кейсов», ТРОНы (тренинги одного навыка), бизнес (деловые) - игры под четко сформулированные требования рынка. Создайте систему наставничества для обучения и подготовки на рабочем месте.
Помните, что главная цель бизнес – образования - формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения поставленных целей и создание новых практических возможностей за счет освоения полезных умений и навыков.
Хотите расширить потенциал сотрудников, изменить их картины мира и восприятие, вывести за рамки стандартных процедур и процессов?
Выбирайте Стратегические Сессии, коучинг, индивидуальные и групповые консультации по анализу стратегии действий , развитию креативности и комплексному решению проблем.
Вопрос 3. Хотят ли сотрудники это делать сейчас и вообще?
Это уровень Мотивации.
Зачем дополнительно мотивироваться и «заряжаться» энергией? Мотивация находится всегда, когда есть насущная потребность! Попробуйте, к примеру, отложить на пару – тройку дней поход в туалет, представив, что у Вас есть более важные дела …. :)
Чувства и позывы, которые Вы скоро начнете испытывать – это и есть проявления насущной потребности. В конечном итоге, нестерпимое желание заставит Вас бросить все дела и придаст нужное ускорение на пути к заветной комнате или ближайшему кустику.
Так и в бизнесе. Энергия приходит тогда, когда сотрудники чувствуют пользу, видят прогресс и достижение результата! Когда находят отличное креативное решение бизнес – проблемы, и им не терпится его реализовать! В эти периоды все полны энтузиазма, энергии и мотивации.
Демотивация сотрудников– признак структурных проблем:
- преобладания вынужденных действий,
- нехватки ресурсов,
- ощущения бессмысленности и бесполезности части текущих задач,
- ошибок в приоритетах и оценке результатов труда и т.д.
Всегда внимательно разбирайтесь – проблемы мотивации «внутри» самого сотрудника (смена или потеря мотивов, выгорание) или это системный сбой в менеджменте компании.
Если «внутри» и сотрудник потерял энтузиазм и мотивацию к работе – проведите корректирующую беседу, ориентированную на будущее, уточните его актуальные мотивы и подберите подходящие стимулы и инструменты из мотивационных программ компании.
Если «снаружи» – проверьте, насколько массовый характер уже приобрела демотивация, и если тенденция нарастает, начинайте изменять/корректировать исистему, пока волна демотивация не перешла из управленческой в экономическую плоскость – хроническое невыполнение планов, снижение прибыли и соответственно доходов…
Если же, по Вашему мнению, Вам нужна «встряска - мотивашка», чтобы вдохновиться на новые подвиги – идите на конференции, выступления мотивационных спикеров, в фитнес – залы, на концерты, в кинотеатры и на встречи выпускников! :)
Во всех остальных случаях, для успеха нужны знания, умения и навыки!
P.S. Хотите собирать апельсины – не сейте картошку! Выбирая форму обучения и ведущего (инструктора, лектора, бизнес- тренера, наставника или коуча), заранее определите – что конкретно Вы и Ваши сотрудники хотите получить от мероприятия. И тогда, приобретенные знания, умения и навыки принесут Вам максимальную пользу и прибыль!
С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач, предпочитающий знания, а не "мотивашки"