Мир, труд, май и прокрастинация!
19 лучших способов победить прокрастинацию.
О прокрастинации мне хотелось написать уже давно, да все как-то откладывал :)
Но тут наступил май – любимый месяц прокрастинаторов. Сочетание праздников, выходных и по-настоящему теплых дней, побуждает в очередной раз отложить под различными предлогами массу действительно важных дел и прокрастинировать.
А последней каплей стал «гениальный» совет по борьбе с прокрастинацией, на который я недавно наткнулся в Интернете. Цитирую:
«Вместо того, чтобы мучиться угрызениями совести, делая ненужную работу, лучше идите поспите или прогуляйтесь на свежем воздухе. Полноценный отдых и хороший сон – эффективное лечение прокрастинации». J
Похоже, автор вообще не имеет понятия ни о прокрастинации (которая связана с важными делами), ни о наших с Вами офисных буднях (рекомендации поспать или погулять).
Прокрастинация – это когда Вы, осознавая необходимость выполнения конкретных важных дел, игнорируете их и занимаете свое внимание и время мелкими бытовыми вопросами или отвлекаетесь на развлечения.
Вы не ленитесь. Лень - когда и не хотят ничего делать, и не беспокоятся по этому поводу. Вы же осознаете важность и срочность работы, но не делаете её, находя самооправдания и легкую временную замену. При этом, Вы не отдыхаете, так как при отдыхе запасаются энергией, а при прокрастинации — теряют.
Ключевая проблема прокрастинации: откладываем все важное «на потом», и когда наступает дедлайн, отказываемся от ранее запланированного, либо «набрасываемся»» на важные дела, за нереально короткий отрезок времени. В результате задачи не выполняются или выполняются с опозданием, низким качеством, массой ошибок и не полностью, что порождает новые проблемы, стресс, чувство вины и хроническую усталость.
Человек попадает в «беличье колесо»: откладываю – штурмую – устаю – откладываю…. и т.д.
У каждого прокрастинатора доминирует одна из 4-х групп проблем:
- Подготовки.
- Начала или запуска.
- Продолжения, то есть реализации.
- Завершения, доведения до конца
Причин прокрастинации много, но способы преодоления одинаковы. На мастер- классе по борьбе с прокрастинацией, мы подробно разбираем все причины, приемы и инструменты повышения эффективности работы менеджера и руководителя, а здесь предложим несколько универсальных и эффективных:
Проблемы подготовки.
Начнем с целей, хотя у многих людей в головах не цели, а мечты и фантазии…
Ну там… про успешные Стартапы, миллионы баксов на счетах в банках, яхты и виллы, мировую славу, обложки и подиумы… Так и хочется сказать - может, для начала, мусор из дома вынести? Или сделать 20 отжиманий? Или хотя бы выйти из Сети?
1. SMART постановка целей повышает шансы на исполнение практически в 2 раза. Сделайте свои намерения предельно конкретными: отправлюсь туда завтра в 18:00 и буду заниматься полчаса, сделаю 1,2,3 ».
2. Обязательно вспомните о своих прошлых успехах и похвалите себя перед тем, как приступить к выполнению задачи. В своей жизни Вы наверняка не раз добивались настоящего успеха, преодолевая трудности и выполняя массу дел. Воспоминания об этих успехах позволяют «включить» необходимые ресурсы и дать команду о том, что Вы обязательно справитесь с любым препятствием! Создавайте список своих успехов в буквальном смысле и регулярно пополняйте его своими новыми достижениями!
3. «Смысл любой деятельности лежит за ее пределами». Найдите 2 – 3 плюса, полезности «за» делом, которое откладываете. Зачем это вообще надо делать? Как Вы сможете воспользоваться результатами? Вы добавите что-то полезное или избавитесь от ненужного, мешающего Вам? Понимание выгоды от реализации всегда добавляет мотивацию.
4. Почему я? Большинство дел, которые Вы откладываете, можно делегировать, отдать на аутсорсинг или вообще, поменяться с тем, кому задачи подобного рода доставляют удовольствие. Посмотрите по сторонам – наверняка есть кто-то кто давно бы уже сделал за Вас то, что Вы откладываете несколько дней, недель или даже лет. Идите и договаривайтесь!
5. «Гвоздик и морковка». В нашей жизни есть вознаграждения и наказания. Свяжите срок и выполнение задачи с вознаграждением, и придумайте наказание, если не справитесь к определенному сроку. Лучше сделать это самому, чем дожидаться наказания от непосредственного руководителя J
6. Что и как? Вы уже знаете, что конкретно и каким образом надо будет делать? Многие прокрастинаторы откладывают начало работы потому, что просто не сформировали процесс ее выполнения. Набросайте быстрый общий план или алгоритм выполнения, и Вы увидите, что все становится гораздо проще и легче. И можно приступать к работе.
Проблемы начала/запуска.
Вроде бы все готово, но Вам трудно начать?
1. «Разгонитесь» с простых задач в рамках текущих планов. Вспомните одно из правил тайм – менеджмента: если задача занимает меньше 2 – х минут – ее просто надо взять и сделать. Но не более 3 – х задач подряд, иначе Вы опять свалитесь в прокрастинацию. Пусть это будут легкие приятные задачи как разминка перед серьезным делом.
2. Приберитесь на своём рабочем месте. Кстати, хорошее «запускающее» дело – быстро убрать из-под рук все лишнее и притянуть все необходимые ресурсы для выполнения откладываемой Вами работы. Не делайте генеральную уборку – просто удалите то, что не потребуется сейчас для текущей работы с Ваших глаз в шкаф, стол или коробку. И делайте то, что запланировали!
3. Сначала – самое неприятное. Хорошая тактика – выбрать из серьезных дел самое трудное и проблемное, чтобы потом «вознаградить» себя более приятными и интересными делами и людьми. Если делать наоборот – будете прокрастинировать вечно.
4. Найдите себе компанию для своих “неприятных дел”. С кем из Ваших коллег или знакомых Вы сможете сделать неприятное, но важное дело веселее и быстрее? Дружите с теми, кто делает правильно и до конца.
Учитесь у них, мотивируйтесь и …эксплуатируйте J
5. Делаем за 5 минут. Что, если это надо будет предъявить прямо сейчас? Представьте, что срок резко сократили и результат задачи, которую Вы только планируете выполнять, требуется предоставить уже через 5 минут. Дайте бой перфекционизму и максимально упростите и процесс, и результат. Подумайте, что будет необходимым и достаточным условиям ее реализации. Сделайте скелет, заготовку, так называемую («рыбу») этой задачи – Вам останется добавить только некоторые штрихи – цифры, детали….
6. Декомпозируем до микронов. Когда пугает объем работы, разбейте задачу на 100 мелких шагов по ее реализации. Делайте и с наслаждением вычеркивайте пункт за пунктом – это придает оптимизм и поднимает настроение исполнителя.
Проблемы продолжения и реализации.
- У тебя бывают приступы лени?
- У меня бывают приступы активности, лень у меня постоянная!
Бросаете начатое дело и переключаетесь на более интересные, легкие или приятные? Такое случается даже с самыми мотивированными людьми.
Не вините, и прощайте себя за откладывание дел. Мы прощаем себя ради самих себя, чтобы не сокрушаться и переживать, а двигаться дальше.
Как говорится, кусочек торта, оказавшийся у Вас во рту – еще не повод слезать с диеты!
1. Установите правила. Так действовал известный писатель Р. Чандлер, когда попадал в ловушку прокрастинации:
Ты можешь не писать. В это время ты ничего не делаешь…
Никаких гаджетов, болтовни, кофе – пауз и проверок почты! Максимум, чем Вы можете заменить временно отложенное дело – небольшой физической нагрузкой. Сделайте пару силовых упражнений или потянитесь и продолжайте делать свою работу!
2. Блокируем удовольствия и убираем помехи. Поместите стикер на экран с любимым сериалом или игрой – уберете, когда закончите дела, перечисленные на нем. Любимую «игрушку» - под замок! Заблокируйте все отвлекающие факторы (интернет, тлф,) закройте двери, перекройте доступ любой входящей информации. В. Гюго в подобной ситуации запер в сундук всю свою одежду и через окно передал ключ друзьям. Так он блокировал соблазн пойти погулять по Парижу.
3. Выковыриваем ИЗЮМ! Внутри любой задачи всегда есть легкий, понятный элемент – сделайте его, потом другой, как говорится, в кайф, чтобы постепенно втянуться в задачу.
4. Рефрейминг. В случае усталости, потери интереса или отсутствия идей – поменяйте место, ракурс, способ, свою Роль. Делайте работу на ходу, на улице, в кафе или переговорной комнате, сидя на подоконнике, на полу и т.д. Надиктуйте шаблон на диктофон, или сделайте несколько скетчей. Представьте, как справились бы с этой работой люди, которых Вы уважаете или какие – нибудь киногерои, лидеры из мира бизнеса или сказочные персонажи. Смена ракурса или Роли позволяет не только по-новому взглянуть на откладываемую работу, но и вдохнуть в реализацию дополнительную мотивацию.
5. Не думайте об этом долго, а делайте!!! Вот уж действительно, универсальная формула для многих дел! Не знаете или не видите идеального варианта выполнения задания – тестируйте, пробуйте и экспериментируйте! Это веселее и интереснее, чем прокрастинация. Более того – всегда есть шанс найти более быстрый и легкий способ реализации подобных дел в будущем!
6. Фокусируйтесь на 1 задаче. Многозадачность уменьшает продуктивность до 40%. Используйте технику POMODORO или просто пообещайте себе «поработать над этим делом всего 5 минут» и включите таймер. Обычно этого бывает достаточно, чтобы «добить» откладываемое дело.
И конечно, вознаграждайте себя и обязательно внесите новую победу в борьбе с прокрастинацией в список своих Успехов!
С уважением Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач, который "прокрастинировал - прокрастинировал - да не выпрокрастинировал" (Кстати, сможете проговорить это без запинки?)