Критиканство, критика и критическое мышление
как быстро понять ключевую разницу и использовать в работе руководителя
1. Критиканство.
Начнем с Критиканства. «Ты все сделал неправильно… это не сработает… такое никому не нужно… ты всегда все портишь …..» - ключевые фразы типичного критикана. Критикан использует обсуждение ошибок своих коллег или подчиненных исключительно для повышения собственной самооценки. В основе его критики нет желания улучшить или изменить положение дел или поведение. Наоборот – ключевая задача критикана – сохранить текущую ситуацию неизменной, оставить все как есть, чтобы и дальше самоутверждаться за счет других. Критикан, в силу своего страха перемен и тревожности за будущее, блокирует любые попытки изменения, развития команды и роста компетенций подчиненных. Его критика - защитная эмоциональная реакция на необходимость изменений, попытка доказать свою компетентность, не за счет решения более сложных задач, а за счет обсуждения некомпетентности других. Он «поднимается» в статусе, принижая других. Это создает иллюзию «роста» критикана, но эффект делится недолго. И он снова начинает искать мишень для сокрушительной критики, чтобы сбросить нарастающую внутри тревожность.
Попросите критикана дать конкретные практические рекомендации по исправлению ситуации и вместо содержательных инструкций Вы услышите:
- Я за Вас Вашу работу делать не собираюсь;
- Вас учить бесполезно – все равно не поймете;
- Вот сами и предложите решение, а я Вас послушаю и откорректирую;
- Все решения перед Вами – смотрите внимательнее;
- Мне сейчас некогда – я более серьезными вопросами занимаюсь и т.д.
Его задача – побудить Вас прийти с новым решением, которое он с наслаждением раскритикует. Не тратьте время и силы на критиканов, не «кормите их эго», а ищите для своего развития квалифицированных наставников и менторов.
2. Критика.
Критика, в отличие от критиканства – конструктивный независимый анализ действий и поведения с целью исправления ситуации и собственного развития.
Критика, по определению – конструктивный процесс, потому, что неконструктивная критика – это практически критиканство. И как каждый созидательный процесс, у нее есть принципы и правила:
- Обсуждать только конкретные факты и действия, не вспоминать прошлые проступки и не делать обобщений: «всегда», «часто», «никогда» и прочее;
- Разбирать ситуацию максимально быстро, сразу после совершенной ошибки, не откладывая, как десерт, на потом;
- Сосредоточиться на поведении, вместо оценок, разбирать ошибки, а не их мотивы;
- Обсуждать факты без эмоций, иронических замечаний, насмешек;
- Не создавать «ловушку сравнения»: сравнивать поведение человека с эталонным/нормативным, а не с поведением окружающих.
- Стремиться обсуждать наедине, лично, а не по телефону, чтобы отслеживать эмоциональную реакцию на критические замечания;
- Обязательно выслушать и учесть его взгляд на обсуждаемую ситуацию;
- Обсудить план действий для исправления ошибочного поведения и формирования новых паттернов.
- Установить конкретные шаги, сроки реализации и способы контроля.
Критика – отличный инструмент управления и развития подчиненных, при котором растет и авторитет, и квалификация обеих сторон процесса.
3. Критическое мышление.
Критическое мышление – это способность человека логически пронализировать информацию, умение выносить обоснованные суждения, принимать аргументированные решения и применять результаты умозаключений к обычным и нестандартным жизненным ситуациям и проблемам.
Критически мыслящий человек не сосредоточен на собственной правоте. Его цель не в том, чтобы развенчать чужую точку зрения, а в поиске правильных выводов и решений.
Формирование и развитие критического мышления у сотрудников компании – одна из актуальнейших задач современного руководителя, потому, что предполагает:
- открытость новым идеям;
- установление различий между фактами и мнением;
- искреннее любопытство через вопросы, генерирующие практичные идеи;
- испытание своих собственных идей возражениями экспертов;
- наблюдение и анализ ситуации с логическими выводами.
Сотрудники и руководители с развитым критическим мышлением, способные к эффективной критике и самокритике – «золотой фонд» организации.
И Вы можете наращивать свой «золотой запас» потому, что навыки предоставления критической обратной связи и критическое мышление можно успешно развивать и тренировать.
Это всегда окупается повышением качества принимаемых решений, улучшением отношений между руководителями и подчиненными, более высокой скоростью обучения и повышением мотивации персонала к своему развитию – всем тем, что делает компанию высокоэффективной и конкурентоспособной!
А побеждают сейчас на рынке, как подсказывает нам критическое мышление, только такие, верно? :)
С уважением Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач