ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Критиканство, критика и критическое мышление

Критиканство, критика и критическое мышление

как быстро понять ключевую разницу и использовать в работе руководителя

 1.  Критиканство.

Начнем с Критиканства. «Ты все сделал неправильно… это не сработает… такое никому не нужно… ты всегда все портишь …..» - ключевые фразы типичного  критикана. Критикан использует обсуждение ошибок своих коллег или подчиненных исключительно для повышения собственной самооценки. В основе его критики нет желания улучшить или изменить положение дел или поведение. Наоборот – ключевая задача критикана – сохранить текущую ситуацию неизменной, оставить все как есть, чтобы и дальше самоутверждаться за счет других. Критикан, в силу своего страха перемен и тревожности за будущее, блокирует любые попытки изменения, развития команды и роста компетенций подчиненных. Его критика - защитная эмоциональная реакция на необходимость изменений, попытка доказать свою компетентность, не за счет решения более сложных задач, а за счет обсуждения некомпетентности других. Он «поднимается» в статусе, принижая других. Это создает иллюзию «роста» критикана, но эффект делится недолго. И он снова начинает искать мишень для сокрушительной критики, чтобы сбросить нарастающую внутри тревожность.

Попросите критикана дать конкретные практические рекомендации по исправлению ситуации и вместо содержательных инструкций Вы услышите:

  • Я за Вас Вашу работу делать не собираюсь;
  • Вас учить бесполезно – все равно не поймете;
  • Вот сами и предложите решение, а я Вас послушаю и откорректирую;
  • Все решения перед Вами – смотрите внимательнее;
  • Мне сейчас некогда – я более серьезными вопросами занимаюсь и т.д.

Его задача – побудить Вас прийти с новым решением, которое он с наслаждением раскритикует.  Не тратьте время и силы на критиканов, не «кормите их эго», а ищите для своего развития квалифицированных наставников и менторов.

 

2.  Критика.

Критика, в отличие от критиканства – конструктивный независимый анализ действий и поведения с целью исправления ситуации и собственного развития.

Критика, по определению – конструктивный процесс, потому, что неконструктивная критика – это практически критиканство. И как каждый созидательный процесс, у нее есть принципы и правила:

  • Обсуждать только конкретные факты и действия, не вспоминать прошлые проступки и не делать обобщений: «всегда», «часто», «никогда» и прочее;
  • Разбирать ситуацию максимально быстро, сразу после совершенной ошибки, не откладывая, как десерт, на потом;
  • Сосредоточиться на поведении, вместо оценок, разбирать ошибки, а не их мотивы;  
  • Обсуждать факты без эмоций, иронических замечаний, насмешек;
  • Не создавать «ловушку сравнения»: сравнивать поведение человека с эталонным/нормативным, а не с поведением окружающих.
  • Стремиться обсуждать наедине, лично, а не по телефону, чтобы отслеживать эмоциональную реакцию на критические замечания;
  • Обязательно выслушать и учесть его взгляд на обсуждаемую ситуацию;
  • Обсудить план действий для исправления ошибочного поведения и формирования новых паттернов.
  • Установить конкретные шаги, сроки реализации и способы контроля.

Критика – отличный инструмент управления и развития подчиненных, при котором растет и авторитет, и квалификация обеих сторон процесса.

 

3.    Критическое мышление.

Критическое мышление – это способность человека логически пронализировать информацию, умение выносить обоснованные суждения, принимать аргументированные решения и применять результаты умозаключений к обычным  и нестандартным жизненным ситуациям и проблемам.

Критически мыслящий человек не сосредоточен на собственной правоте. Его цель не в том, чтобы развенчать чужую точку зрения, а в поиске правильных выводов и решений.

Формирование и развитие критического мышления у сотрудников компании – одна из актуальнейших задач современного руководителя, потому, что предполагает:

  • открытость новым идеям;
  • установление различий между фактами и мнением;
  • искреннее любопытство через вопросы, генерирующие практичные идеи;
  • испытание своих собственных идей возражениями экспертов;
  • наблюдение и анализ ситуации с логическими выводами.

 Сотрудники и руководители с развитым критическим мышлением, способные к эффективной критике и самокритике – «золотой фонд» организации.

И Вы можете наращивать свой «золотой запас» потому, что навыки предоставления критической обратной связи и критическое мышление можно успешно развивать и тренировать.

 Это всегда окупается повышением качества принимаемых решений, улучшением отношений между руководителями и подчиненными, более высокой скоростью обучения и повышением мотивации персонала к своему развитию – всем тем, что делает компанию высокоэффективной и конкурентоспособной!

 А побеждают сейчас на рынке, как подсказывает нам критическое мышление, только такие, верно? :)

 С уважением Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач 

 

бизнес, менеджмент, лидерство, супервайзер, управление