Эмоциональный интеллект - как оргазм!
Чем лучше чувствуешь себя и других, тем потрясающей результаты!
В последнее время в бизнес – среде поднялась новая волна интереса к развитию эмоционального интеллекта. Это обусловлено, в том числе, поиском немонетарных и долго играющих преимуществ, для развития компании и персонала
Эмоциональный интеллект (EI) – способность осознавать свои и оценивать чужие эмоции, и навыки управления ими.
Основа EI – умение выбрать действия, наилучшим образом подходящие к текущей ситуации.
Если отбросить всю «словесную шелуху» и неопределенные описания, то мы увидим, что в бизнесе эмоциональный интеллект реализуется в четырех основных блоках:
Блок 1. Осознание человеком собственных чувств
Если Вы знаете, какие эмоции обычно испытываете в тех или иных ситуациях, что их вызывает, «разогревает» и ослабляет, то Вы можете значительно усилить свои возможности и ресурсы для выполнения профессиональных задач и достижения личного успеха.
Как проявляется на практике и что дает?
В понимании человеком своих сильных сторон и пределов заключены:
- степень его уверенности в себе и настойчивости в достижении целей,
- способность к получению обратной связи и анализу поведения,
- усвоению знаний и саморазвитию.
Они признают свои ошибки, готовы нести ответственность за свою работу, более гибки и адаптивны к переменам, легче генерируют новые идеи.
Те, кто умеют разобраться в себе, чаще ставят задачи, требующие максимальных усилий, но с обдуманным риском, настойчивы в достижении целей, несмотря на препятствия и провалы. Свои неудачи они объясняют поддающимися контролю обстоятельствами. У тех, кто способен осознавать свои чувства, все нормально с чувством юмора и самоиронией, ощущением собственной ценности и возможностей.
Ликвидируя кризис продаж в отделе страхования American Express, эксперты выяснили: причина сильнейшего падения объемов продаж заключались в эмоциях потенциальных покупателей и финансовых консультантов. Умение разобраться со своим отношением к продажам, эмоциями и внутренней мотивацией на продажу полисов, после программы обучения эмоциональной компетентности, позволило практически 90% консультантов повысить эффективность своей работы.
Поэтому, крайне важно развивать самоосознание и эмоциональную осведомленность у каждого сотрудника организации.
Научившись понимать свои чувства, человеку становится гораздо легче ими управлять. А это – основа следующего блока эмоционального интеллекта.
Блок 2. Управление своим эмоциональным состоянием
Самоконтроль и саморегуляция – это умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями, оставаться спокойными и собранными в трудные моменты, ясно мыслить и рационально действовать в конфликтных и кризисных обстоятельствах.
Согласитесь, что без таких качеств, трудно представить себе хорошего профессионала и руководителя.
Как проявляется на практике и что дает?
Управление эмоциями – максимально практический и полезный навык:
- увидеть «запуск» своих эмоций,
- суметь их вовремя погасить или «перехватить»,
- успеть «взять себя в руки» в рабочем или переговорном процессе и использовать энергию этой эмоции для конструктивных и обдуманных действий.
Управление эмоциями необходимо каждому! А еще:
- Уметь рассказывать об испытываемых сейчас эмоциях, с максимальной пользой для себя и окружающих;
- Уметь сбрасывать излишки и остатки энергии;
- Быстро восстановить свои эмоциональные «батарейки».
И все это – без срывов на коллег и родных, алкоголя, больничных листов и отпусков – не отходя от рабочего места!
Только за это уже необходимо развивать Эмоциональный интеллект у сотрудников своей компании.
Но у EI есть и другие достоинства…
Блок 3. Осознание чувств собеседника
Развитые - эмпатия и социальная компетентность, наряду с профподготовкой, – основа успеха в продажах и обслуживании клиентов, маркетинге и PR, управлении командами.
Как проявляется на практике и что дает?
Осознание чувств, потребностей и забот других людей через проявление эмпатии, позволяют профессионалу лучше предугадывать, распознавать и удовлетворять запросы клиентов, улавливать отличительные особенности разных групп потребителей, чтобы эффективно консультировать, продавать и выстраивать маркетинговые коммуникации. А внимание к внешним эмоциональным сигналам и особенностям характера, позволяет создавать продуктивную среду для работы команды.
К примеру, текучесть персонала в L'Oreal, в течение 1 года работы среди сотрудников, нанятых на базе оценки эмоционального интеллекта, была меньше на 63% (Spencer & Spencer, 1993)
У тех, кто умеет слушать, дипломатично и тактично обращаться с трудными людьми, больше шансов урегулировать конфликты и довести переговоры до соглашения. А также – создать почву для влияния.
Блок 4. Управление чувствами собеседника - коллеги, клиента, подчиненного
Умение убеждать, оказывать прямое и косвенное влияние, чтобы добиться согласия и поддержки, необходимо каждому руководителю и сотрудникам большинства отделов компаний.
Значительную роль в усилении воздействия играют практически все аспекты эмоционального интеллекта.
Как проявляется на практике и что дает?
Развивая эмоциональный интеллект своих сотрудников, Вы увеличиваете прибыль Вашей компании.
Менеджеры по продажам L'Oreal, отобранные на основе ключевых компетенций EI , продают значительно больше, чем сотрудники, принятые на работу по старой системе найма. В среднем, в год на $91,370 больше, благодаря чему чистая прибыль компании увеличилась на $2,558,360 млн. Spencer, McClelland, & Kelner, 1997)
Рациональный подход к развитию эмоционального интеллекта
1. Если все так полезно и выгодно - почему его не развивают?
Действительно, многие больше внимания уделяют своей внешности, чем развитию внутренних качеств, важных для профессионалов, работающих с людьми, ведущими переговоры и разбирающими конфликты…
Получается красивая упаковка, а не эффективная функция. «Красивый, ухоженный, бездарный и черствый руководитель» - как Вам такая характеристика?
Причин откладывания развития эмоционального интеллекта несколько.
Чаще всего, те, кому необходимо развитие EI, пребывают в ложной уверенности, что они и так понимают и чувствуют себя и других лучше, чем окружающие.
И превосходно умеют управлять своим собственным эмоциональным состоянием.
А когда им намекают, что это не так, проявляют свою эмоциональность во всей красе….:)
Или говорят: – Что Вы от меня хотите?... Я такой, какой есть,…. у меня такой характер,….. принимайте меня со всеми недостатками – проявляя свой эмоциональный кретинизм.
Не знают, как развивать EI, на что обращать внимание, как отслеживать эмоциональные реакции и управлять ими.
Не видят за развитием своего эмоционального интеллекта быстрых результатов - мгновенного успеха и денег.
Да, эмоциональный интеллект наращивается постепенно, зато дивиденды приносит постоянно, практически, «на автомате».
2. Худшее, что можно сделать – подавлять эмоции!
Один из неправильных выходов – подавлять свои эмоции и требовать этого же от окружающих.
Мы не можем подавлять в себе злость или страх, не уменьшая при этом способности испытывать счастье.
Главная проблема подавления – неумение нашего мозга, без тренировки, четко разделять эмоции, поэтому он «глушит» все…
Жизнь становится бесцветной, возникает потребность в специальных «эмоциональных встрясках». Начинается бессознательный поиск острых впечатлений со всеми вытекающими….
3. А можно не развивать EI, а просто имитировать его наличие?
Все можно имитировать, до определенных пределов. Некоторые умудряются имитировать счастливый брак, успех и богатство с помощью Инстаграмм и кредитов. Правда, недолго.
А если серьезно, социопаты как раз и прибегают к имитации чувств, когда хотят получить от своей жертвы что-то полезное. И хорошо развитый EI, помогает человеку быстро распознать и нейтрализовать их уловки.
В рабочих коллективах, под давлением корпоративных правил, часто создаются иллюзии искренних отношений, успокаивающие даже опытных руководителей и HR – ов. Не матерятся, не кричат друг на друга – и отлично!
А здесь, как с имитацией оргазма – чем Вы безразличнее партнеру, тем дольше можете притворяться – ему до Ваших чувств, все равно нет никакого дела.
Но когда возникнет эмоционально напряженная, кризисная ситуация - сразу станут видны и уровень EI, и навыки его использования или их отсутствие. Потому, что уровень эмоционального интеллекта проявляется там, где включаются эмоции и наружу прорываются истинные чувства, черты характера и эмоциональность.
И начинается «жара» - споры, конфликты, больничные и увольнения…
4. С чего начинать развитие эмоционального интеллекта?
С понимания своих целей и задач, определения сильных и слабых сторон в управлении эмоциями. И последовательно идти от первого блока навыков к четвертому.
5. Почему важно знать алгоритмы/технологию?
Потому, что заниматься самонаблюдением («интроспекцией») и копаться в себе, как это делали на этапе развития психологии как науки, можно очень долго и безрезультатно.
Конечно, процесс изучения себя - это не вождение велосипеда, где сел, пару раз упал, а затем – поехал, но очень близок к этому процессу. И если знать базовые правила и алгоритмы, «падать со своего велосипеда не придется»
Алгоритмы помогают быстро идентифицировать и описывать свои эмоции, находить источники эмоциональных реакций и выбирать наиболее подходящие способы их утилизации. К примеру:
- Какое чувство я сейчас переживаю?
- Что во мне запускает это чувство (какие триггеры)?
- Насколько оно сейчас полезно для меня?
- Какое чувство будет сейчас для меня еще более полезным?
- Что во мне (какие действия или переживания) могут запустить это новое чувство?
Такие схемы ускоряют процесс самопознания в десятки раз, переводя его в конкретные практические шаги. А если они адаптированы к профессиональным задачам:
- продажам и ведению переговоров;
- технологии разрешения конфликта;
- повышению стрессоустойчивости и снижению риска эмоционального выгорания;
- управлению персоналом и проектными командами;
то практическая эффективность и результаты развития EI резко возрастают и начинают приносить реальную прибыль!
P.S. Эмоции – неисчерпаемый источник Ваших сил или Ваших проблем, в зависимости от того, как грамотно Вы им пользуетесь!
Развивать или не развивать его – Ваш выбор! Мы – за развитие!
С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач