ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Что делает нас (и наших детей) Пессимистами

Что делает нас (и наших детей) Пессимистами

                                                                                    — Дочка, почему бутылка с виски наполовину пуста? 

                                                                                                              - Потому, что ты пессимист, папа.

 

На бытовом уровне, мы все четко понимаем, чем отличается пессимист от оптимизма. Несколько шутливых примеров этих отличий:

 – Кто такой оптимист?

– Человек, которого все посылают на фиг, а он возвращается загорелый и привозит магнитики.

 ***

Оптимист убежден, что всегда найдется кто-то, кто возьмется за самую тяжелую и неинтересную работу, а пессимист убежден, что этим кем-то будет он.

 ***

— Сегодня отличный вечер, чтобы выпить!

— У тебя каждый вечер отличный, чтобы выпить…

— Да, в этом плане я большой оптимист!

 ***

Сверх-оптимист — это такой человек, который сразу после покупки лотерейного билета, обкладывает начальника трехэтажным матом и увольняется с работы для того, чтобы безбедно жить на деньги, выигранные в лотерею.

 ***

Отгадайте слово, в нем есть буквы: г, а, в, н, о. Если у вас получился "вагон", вы неисправимый оптимист!

 ***

Оптимистка, пессимистка и реалистка отправились на шоппинг.

Оптимистка купила джинсы чуть уже, чем надо. Пессимистка чуть шире. А реалистка юбку на резинке.

 Но это все шуточки… А, в реальности – что определяет станем ли мы оптимистами или будем пессимистично смотреть на жизнь?

  Как мы стали тем, кем стали?

По мнению главного специалиста по оптимизму – профессора Мартина Селигмана, нас делают пессимистами три обстоятельства:

 1. Стиль объяснения родителей.

2. Кpитичecкиe зaмeчaния, кoтopыe мы cлышим, кoгдa тepпим нeyдaчy.

3.Опыт пepeживaния пoтepь и тpaвм в paннeм вoзpacтe.

 Рассмотрим их поподробнее.

 1. Стиль объяснения родителей, особенно матери.

В самом раннем детстве, практически у каждого ребенка весьма односторонний стиль объяснения происходящих с ним событий. Все хорошие будут длиться вечно, во всем ему будет способствовать удача и успех, и это - его собственная заслуга. Плохие же, случаются иногда, быстро проходят и вина за них лежит на других людях.

Чтобы получить более подробные объяснения о том, как устроен мир, ребенок вынужден обратиться к своим родителям, обычно через самый популярный у детей вопрос «ПОЧЕМУ?»,. То, как мама с папой описывают почему с ними все происходит именно так, а не иначе и формирует новый осознанный стиль объяснения. Если родителям «вечно не везет», «все и всегда» у них «плохо заканчивается», то и ребенок начинает считать так же.

Дети очень внимательно слушают, как взрослые рассуждают о причинах неприятных, негативных событий и быстро усваивают: является ли причина ситуации, которую Вы обсуждаете, постоянной или временной, распространяется ли она на все в Вашей жизни или только конкретную ситуацию и где «прячется» источник – внутри Вас или снаружи. 

 2. Критические замечания, которые мы слышим в случае неудачи.

Ребенку не повезло – упал и сделал дыру на джинсах, разлил стакан с компотом, сломал игрушку….  Что он слышит от родителей, воспитателей, педагогов, бабушек и дедушек? «Вечно у тебя все не так», «как обычно – все испортил», «дырявые руки», «за что ни возьмешься – все сломаешь»?

Такие описания и комментарии – верный путь превратить практически любого ребенка в будущего беспомощного пессимиста.

Наоборот, покажите, что это всего лишь, мелкая конкретная неприятность, случайность в его прекрасной и полной восхитительных событий, жизни. Ее быстро и легко исправить – достаточно сделать «вот это и это….» - и Вы закрепите у ребенка оптимистичный взгляд на жизнь!

 3. Опыт переживания потерь и травм в раннем возрасте.

Третий фактор – самый тяжелый и печальный. Потеря (смерть, развод, эмиграция, дальний переезд и т.д.) близких и дорогих людей – родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек, домашних животных в раннем, но осознанном, возрасте, накладывает на жизненный опыт ребенка «печать безнадежности». Но даже здесь, если близкие смогут смягчить переживания и компенсировать их своим участием, заботой и поддержкой, будут чаще показывать «светлые» стороны жизни ребенку, то у него сформируется устойчивое убеждение, что негативные события можно изменить и успешно преодолеть.  Если же печальный опыт останется неизменным и «закрасит» жизнь в «темные, печальные тона», то выученная беспомощность, как выразился М. Селигман, «пустит свои глубокие корни».

 Осознанный стиль объяснения формируется у детей довольно рано. Исследователи наблюдают, что он оформляется уже ко второму - третьему классу средней школы.

Каким он будет, в основном зависит от тех, кто находится рядом с ребенком.

В первую очередь, родителей.

Поэтому, старайтесь обращать внимание на то, как Вы и Ваши родные оценивают, описывают и объясняют свои неудачи и достижения.

Поддерживайте в детях и подростках оптимизм – пессимизм и так придет к ним вместе с жизненным опытом! ;)

С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач

бизнес, коучинг, лидерство, менеджмент, наставничество, стресс, управление, тренинг