Что делает нас (и наших детей) Пессимистами
— Дочка, почему бутылка с виски наполовину пуста?
- Потому, что ты пессимист, папа.
На бытовом уровне, мы все четко понимаем, чем отличается пессимист от оптимизма. Несколько шутливых примеров этих отличий:
– Кто такой оптимист?
– Человек, которого все посылают на фиг, а он возвращается загорелый и привозит магнитики.
***
Оптимист убежден, что всегда найдется кто-то, кто возьмется за самую тяжелую и неинтересную работу, а пессимист убежден, что этим кем-то будет он.
***
— Сегодня отличный вечер, чтобы выпить!
— У тебя каждый вечер отличный, чтобы выпить…
— Да, в этом плане я большой оптимист!
***
Сверх-оптимист — это такой человек, который сразу после покупки лотерейного билета, обкладывает начальника трехэтажным матом и увольняется с работы для того, чтобы безбедно жить на деньги, выигранные в лотерею.
***
Отгадайте слово, в нем есть буквы: г, а, в, н, о. Если у вас получился "вагон", вы неисправимый оптимист!
***
Оптимистка, пессимистка и реалистка отправились на шоппинг.
Оптимистка купила джинсы чуть уже, чем надо. Пессимистка чуть шире. А реалистка юбку на резинке.
Но это все шуточки… А, в реальности – что определяет станем ли мы оптимистами или будем пессимистично смотреть на жизнь?
Как мы стали тем, кем стали?
По мнению главного специалиста по оптимизму – профессора Мартина Селигмана, нас делают пессимистами три обстоятельства:
1. Стиль объяснения родителей.
2. Кpитичecкиe зaмeчaния, кoтopыe мы cлышим, кoгдa тepпим нeyдaчy.
3.Опыт пepeживaния пoтepь и тpaвм в paннeм вoзpacтe.
Рассмотрим их поподробнее.
1. Стиль объяснения родителей, особенно матери.
В самом раннем детстве, практически у каждого ребенка весьма односторонний стиль объяснения происходящих с ним событий. Все хорошие будут длиться вечно, во всем ему будет способствовать удача и успех, и это - его собственная заслуга. Плохие же, случаются иногда, быстро проходят и вина за них лежит на других людях.
Чтобы получить более подробные объяснения о том, как устроен мир, ребенок вынужден обратиться к своим родителям, обычно через самый популярный у детей вопрос «ПОЧЕМУ?»,. То, как мама с папой описывают почему с ними все происходит именно так, а не иначе и формирует новый осознанный стиль объяснения. Если родителям «вечно не везет», «все и всегда» у них «плохо заканчивается», то и ребенок начинает считать так же.
Дети очень внимательно слушают, как взрослые рассуждают о причинах неприятных, негативных событий и быстро усваивают: является ли причина ситуации, которую Вы обсуждаете, постоянной или временной, распространяется ли она на все в Вашей жизни или только конкретную ситуацию и где «прячется» источник – внутри Вас или снаружи.
2. Критические замечания, которые мы слышим в случае неудачи.
Ребенку не повезло – упал и сделал дыру на джинсах, разлил стакан с компотом, сломал игрушку…. Что он слышит от родителей, воспитателей, педагогов, бабушек и дедушек? «Вечно у тебя все не так», «как обычно – все испортил», «дырявые руки», «за что ни возьмешься – все сломаешь»?
Такие описания и комментарии – верный путь превратить практически любого ребенка в будущего беспомощного пессимиста.
Наоборот, покажите, что это всего лишь, мелкая конкретная неприятность, случайность в его прекрасной и полной восхитительных событий, жизни. Ее быстро и легко исправить – достаточно сделать «вот это и это….» - и Вы закрепите у ребенка оптимистичный взгляд на жизнь!
3. Опыт переживания потерь и травм в раннем возрасте.
Третий фактор – самый тяжелый и печальный. Потеря (смерть, развод, эмиграция, дальний переезд и т.д.) близких и дорогих людей – родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек, домашних животных в раннем, но осознанном, возрасте, накладывает на жизненный опыт ребенка «печать безнадежности». Но даже здесь, если близкие смогут смягчить переживания и компенсировать их своим участием, заботой и поддержкой, будут чаще показывать «светлые» стороны жизни ребенку, то у него сформируется устойчивое убеждение, что негативные события можно изменить и успешно преодолеть. Если же печальный опыт останется неизменным и «закрасит» жизнь в «темные, печальные тона», то выученная беспомощность, как выразился М. Селигман, «пустит свои глубокие корни».
Осознанный стиль объяснения формируется у детей довольно рано. Исследователи наблюдают, что он оформляется уже ко второму - третьему классу средней школы.
Каким он будет, в основном зависит от тех, кто находится рядом с ребенком.
В первую очередь, родителей.
Поэтому, старайтесь обращать внимание на то, как Вы и Ваши родные оценивают, описывают и объясняют свои неудачи и достижения.
Поддерживайте в детях и подростках оптимизм – пессимизм и так придет к ним вместе с жизненным опытом! ;)
С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач