ИГОРЬ ТКАЧ

Улучшаем продажи, управление, маркетинг, жизнь

Экспресс - консультация

+7 929 429-71-00 /

tkachcoach@gmail.com

Блог

ведущего бизнес-тренера Дальнего Востока

 Cамый смешной вопрос на собеседовании

Cамый смешной вопрос на собеседовании

Вы наверняка его слышали.

Много лет он входил в ТОП вопросов, которые следует задавать на собеседовании, чтобы понять направленность интересов личности кандидата и «зацепить» векторы его мотивации:

 - Где и чем Вы планируете заниматься через 10 – 15 лет?

 А также все его вариации, вроде:

 - Кем/каким Вы себя видите через десять - пятнадцать лет?

 Сейчас же, в эпоху VUCA (нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность) он потерял свою основную функцию на собеседовании и часто вызывает искреннее недоумение и откровенный смех.

                                   VUCA. «Слышали звон, да не знают, где он»

Кстати, неопределенность нынче такова, что даже с авторством самого акронима VUCA все, довольно, неоднозначно…. :)

Наберите в поисковике «история и автор VUCA», и русскоязычный интернет выдаст кучу содранных копирайтерами друг у друга статеек, приписывающих модель VUCA какому-то мифическому «полковнику Стефану Гарросу, PhD, поведенческих наук». :)

По легенде этих интернет – писак, «…перед ним стояла задача – ответить на вопрос: как необходимо действовать, когда боевая обстановка постоянно меняется. Он предложил концепцию VUCA, которая отлично описывала происходящее….».

Видимо, их природная лень или незнание английского языка, не позволили найти истинных авторов. Давайте это исправим!

Итак, Армейский военный колледж США (USAWC) впервые включил аббревиатуру «VUCA» в учебную программу в 1988 году, дав толчок к ее широкой популярности. Идея была позаимствована из работы «Лидеры: стратегии принятия ответственности» консультантов по менеджменту В. Бенниса и Б. Намуса (W.Bennis B Nanus) – довольно популярных в 70 – 80х годах с теорией трансформационного лидерства руководителя. (Их книги до сих пор продаются на Amazon, а идеи включены в хрестоматии по менеджменту).

А в 1991 году, генерал Максвелл П. Турман в ходе презентации на конференции по стратегическому лидерству, охарактеризовал «среду стратегического лидерства с точки зрения нестабильности, неопределенности, сложности и двусмысленности» и «запустил VUCA» в широкий гражданский оборот. :)

В общем, в русскоязычном интернете, как в старом анекдоте:

 - Верно ли, что Рабинович выиграл в лотерею «Волгу»?

 - Да, верно! Только не Рабинович, а Иванов. Не «Волгу», а сто рублей, не в лотерею, а в карты. Не выиграл, а проиграл.» :)

 Вот поэтому, мы практически на каждом нашем тренинге или вебинаре, делаем акцент на необходимости развития критического мышления у каждого современного работника и руководителя и тщательной проверке получаемой информации для принятия решений.

 Но вернемся к нашему вопросу.

  - Итак, где и чем Вы планируете заниматься через 10 – 15 лет, а? :)

 Как бы Вы СЕЙЧАС на него ответили?

  • Содержит ли ответ на этот вопрос Ваши истинные намерения?
  • Показывает ли Вашу глубинную мотивацию?
  • Насколько вероятно, что через 10 лет Вы действительно будете делать то, о чем говорите, отвечая сейчас на этот вопрос?

 В большинстве случаев – нет.

 Что мне с этим делать?

1. Если речь идет о собеседовании – задавайте другие вопросы.

  • Уточните у кандидата, какие компетенции у него уже максимально развиты и над какими он планирует работать в будущем. Почему выбрал именно их?
  • Расспросите о том, в каком направлении развивается сфера, в которой он себя развивает – тенденции, тренды, перспективы и ограничения.
  • Для выявления направленности векторов мотивации и факторов демотивации, используйте надежные проективные методики

 2. Если же стоит вопрос о Вашем личном будущем в неопределенном мире - сосредоточьтесь на развитии Мета – навыков!

В докладе Всемирного экономического форума The Future of Jobs 2018 определено, что в ближайшие годы «искусственный интеллект» лишит нас порядка 75 миллионов привычных рабочих мест, использующих стандартные компетенции.  Параллельно, будет создано более 133 миллионов новых, требующих совершенно других навыков и компетенций от сегодняшних работников.

Чтобы не оказаться «выброшенными на мель», каждому из нас и необходимо развивать свои Мета – навыки:

  • Сотрудничество и коммуникативность
  • Гибкость и адаптивность
  • Критическое мышление
  • Тайм – менеджмент и борьбу с прокрастинацией
  • Обучаемость и готовность «разучиваться» (избавляться от устаревших взглядов, шаблонов мышления и поведенческих навыков)
  • Самооценка и самомотивация
  •  Адаптация к изменениям
  • Творческие способности
  • Эмпатия и эмоциональный интеллект
  • Медиаграмотность и умение управлять своим вниманием

 Развитие и поддержание их в работоспособном состоянии, позволит гораздо легче и быстрее реагировать на изменения внешней среды и действительно оказаться через 10 -15 лет в правильном  и перспективном для Вас месте!

 По мнению многих специалистов, нынешняя «VUCA – турбулентность» требует от каждого работника (и вообще – разумного человека) сосредоточения на процессе поддержания высокого качества своей деятельности, профессионализма и знаний, которые будут генерировать достойные в данной кризисной ситуации результаты.

 Проще говоря, будущий запланированный результат уступает место качественному процессу!

Это похоже на поведение водителя, оказавшегося на скользкой зимней автотрассе в снегопад. Все его планы и мечты «долететь до точки назначения за пару часиков», мгновенно улетучиваются, и на первый план выходит задача удержать свою машину на дороге.

Теперь важно - не улететь в кювет, не завязнуть в снегу, не врезаться в столб или во встречный автомобиль. А время в пути и график прохождения маршрута, временно отходят на второй план.

Полностью погружаясь в процесс управления автомобилем: качественно и трезво оценивая обстановку, чувствуя трассу, контролируя дистанцию и сцепление протектора с поверхностью дороги – он с высокой вероятностью избежит серьезных проблем, сохранит автомобиль и доберется до более безопасного места.

 В этом и заключается основная тактика выживания в текущем кризисе:

  • Сосредоточьтесь на задачах, которые необходимо решать на работе и в жизни в любом случае. Например, поддержание отношений с клиентами, сохранение качества продукции и сервиса, оплата образования детей, удержания физической формы, уровня здоровья и социальных контактов. Делайте это максимально качественно и эффективно.
  • Проведите ревизию своих ресурсов – профессиональных и личностных навыков и компетенций. Найдите среди них те, что становятся своего рода «драйверами» роста в отрасли/профессии. Определите, какие из них развиты у Вас достаточно хорошо, а какие требуют немедленного улучшения и приступайте к их развитию.
  • Присмотритесь к перечням Мета – навыков, о необходимости развития которых, говорят ведущие специалисты мира. Как у Вас обстоят с ними дела?

Например, насколько Вы, Ваши сотрудники или Ваши дети способны за прочитанными словами увидеть СМЫСЛ текста.

 Попробуйте, к примеру, в тесте, вместо пропусков, вставить подходящие по смыслу слова:

 Скоро она зашла в самую чащу ___________. Ни одна _____________не залетала сюда, ни единый _____________не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ____________, что Элиза ______________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ______________, попадавшего ей _____________ ноги. Никогда еще Элиза _______________ в такой глуши.

 Вставили?

 Проверяйте!

Обработка теста осуществляется посредством сравнения вставленных слов со словами, приведенными в ключе. Ответ считается правильным, если Вы написали эти или аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам.  За каждое совпадение дается 1 балл.

 Ключ к тесту:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

 Чем меньше баллов, тем хуже у проверяемого понимание письменных текстов - распоряжений, инструкций регламентов, договоров и т.д.

Как он сможет самостоятельно учиться и развиваться, если ошибся 3 и более раз?

 В общем, прямо сейчас:

  1. Создайте список «драйвовых» компетенций и значимых для Ваших сотрудников Мета – навыков в своей компании или отделе.
  2. Проведите оценку степени их развития у коллег и подчиненных. Если нет подчиненных – оцените себя и членов своей семьи. :)
  3. Выберите те, что необходимо развивать в первую очередь.
  4. Немедленно приступайте к их развитию.

 Не знаете, как это сделать – звоните нам в "Высшую Школу Профессионалов"

С уважением, Ваш бизнес - тренер Игорь Ткач

лидерство, наставничество, супервайзер, управление, менеджмент